Какой бы ни была представляемая учебником (всем учебно-методическим комплексом) конкретная система обучения, практика обучения будет лишь приближаться к ней с разной степенью полноты, зависящей от реальных условий.
Это объясняется тем, что всякая информационная система имеет, как мы знаем, вероятностный, саморегулирующийся характер. Возникающие в реальном педагогическом процессе помехи или, наоборот, непредвиденные благоприятные условия вызывают расхождение между планируемой с помощью учебника деятельностью учителя и учащихся и реальной их деятельностью, что побуждает учителя вносить определенные коррективы в разработки уроков и в их конкретную реализацию. Учитель как бы приспосабливает учебник к определенным условиям работы, либо сокращая и упрощая заложенные в нем программы, либо, напротив, обогащая и модернизируя их, привнося новые формы работы и т. д. Ученик, в свою очередь, берет от учебника ровно столько, сколько позволяет ему уровень обученности, его личностные свойства, а также деятельность учителя, управляющая наряду с учебником непосредственно его деятельностью. Если при этом учитель по-иному интерпретирует цели, содержание и методы обучения, чем это предусматривает учебник, то противоречия внутри реального педагогического процесса еще более обостряются. Эти противоречия реально выступают в виде тех или иных трудностей, которые испытывают учитель и учащиеся, а также проявляются в том, что осуществляемая с помощью учебных комплексов перестройка обучения иностранным языкам происходит неравномерно, с разной степенью активности и результативности. Лишь благодаря наличию саморегуляции, т. е. приспосабливания (адаптации) к конкретным условиям всех подсистем реального педагогического процесса (подсистем учитель — ученик, ученик — учебник, учитель — учебник — книга для учителя) и регуляции их взаимодействия, острота этих противоречий уменьшается. Однако подвергаясь воздействию конкретных условий обучения, учебный комплекс, как было показано выше, сам воздействует на них и способствует их преобразованию. Таким образом, учебник в его современном виде выступает не только как адаптивная (приспосабливающаяся), но и как адаптивно-адаптирующая система, активно воздействующая на педагогический процесс, управляющая им.
Можно предположить при этом, что сила управляющего воздействия учебника на реальный педагогический процесс прямо пропорциональна степени отражения в нем макросистемы обучения и качеству ее индивидуальной интерпретации (т. е. качеству заложенной в учебнике методической системы), а также степени учета ею реальных условий обучения. Кроме того, существенны качества учебника как модели системы обучения и степень освоения ее учителем, его способности организовать адекватную деятельность учащихся.
Представляется, что именно указанные выше качества современного учебника как основного научно обоснованного средства управления деятельностью учителя и учащихся можно отнести к его наиболее существенным, инвариантным свойствам.
Традиционно учебники характеризуются с помощью принципов, на основе которых они построены. Под принципами понимают основные исходные положения, «общую руководящую норму действия...». Уже отмечалось, что научные принципы формулируются на основе познания объективно действующих закономерностей и носят, как правило, директивный характер. Тем самым они имеют как бы двойственную природу. Отражая объективные закономерности (сущее), они в известной мере реальны и объективны, но, обретая директивные функции и отражая должное, они в той же мере идеальны и субъективны.