Организация тренировки при обучении устной речи направлена преимущественно на овладение способами формирования и формулирования мысли иноязычными средствами, а при обучении чтению — на овладение (с помощью разных форм анализа и синтеза и воссоздания целостного смысла) способами снятия энтропии текста и т. п.
Однако различие в конкретных формах реализации методов преподавания, т. е. совокупности приемов внутри них, не исключает их функциональной целостности и известной универсальности, что, в свою очередь, не исключает, вероятно, наличия внутри каждого вида речевой деятельности своих специфических методов. Все сказанное выше в значительной мере относится к методам учения. Следует отметить, что в некоторых исследованиях ознакомление и применение рассматриваются не как методы учения, а как этапы усвоения. Представляется, что такая точка зрения не исключает возможности выделения определенного комплекса действий, которые понимаются под ознакомлением и применением в качестве методов учения. Ведь очевидно, что тот или иной этап усвоения может иметь место только в результате специальных целенаправленных действий ученика, которые в своей совокупности и обобщении составляют метод. Поскольку все методы учения в целом и каждый из них в отдельности представляют собой способы продвижения учащихся к той или иной цели, то, способствуя реализации этих целей, они знаменуют собой этапы на пути познания (усвоения). Следовательно, осознанное использование методов учения обеспечивает более быстрый переход с этапа на этап и, соответственно, закономерное активное развертывание всего процесса усвоения.
Исходя из сказанного выше, мы не усматриваем противоречия в том, что ознакомление и применение, отнесенные нами к методам учения, в других исследованиях рассматриваются как этапы усвоения.
Относительная универсальность и инвариантность методов преподавания и учения при наличии различных конкретных форм реализации, а также взаимосвязанность и взаимозависимость обусловливают их наличие в любой системе обучения. Однако в связи с тем что каждая система обучения характеризуется специфическими целями обучения (а соответственно, специфическим содержанием и средствами обучения), способы достижения этих целей, т. е. методы, также будут обладать своими особенностями. Специфика эта определяется тем, какие из приемов обучения выделяются в качестве доминирующих (в соответствии со спецификой целей) в тот или иной исторический период. Так, например, при показе и ознакомлении исходными и доминирующими могут быть приемы преподавания и учения, основанные на зрительно-моторном восприятии и направленные главным образом на обучение чтению и письму или же основанные на слухо-моторном восприятии и направленные на предварительную устную обработку единиц материала и действий реализации и на преимущественное обучение устной речи.
При объяснении и размышлении исходными и доминирующими могут быть приемы, опирающиеся на дедукцию, на конструирование целого из отдельных его частей или основанные на индукции с последующим обобщением выделенных признаков. Доминирующими могут быть приемы, базирующиеся на разумном сочетании индукции и дедукции, анализа и синтеза, приемы, опирающиеся как на сообщение готовых знаний, так и стимулирующие самостоятельный поиск учащимися способов решения поставленных задач, например: выделение существенных функционально значимых признаков (ориентиров) при работе над знаниями или форм комбинирования материала внутри темы, а также материала нескольких тем при развитии речевых умений и т. п.