Выделение внутри педагогического процесса, с точки зрения его функционального аспекта, двух основных составляющих — деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащихся (учение) — закономерно предполагает наличие как методов преподавания, так и методов учения. Такая точка зрения представляется обоснованной, если подходить к обучению как к частной форме познания, осуществляемой под руководством учителя). Если это так, то необходимо признать, что методы учения в значительной мере соотносимы с методами познания, хотя, разумеется, не могут отождествляться с ними.
К основным методам научного познания обычно относят наблюдение, размышление, эксперимент, гипотезы , измерение. Французский философ-материалист Д. Дидро писал: «Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций».
В некоторых современных философских исследованиях выделяются методы познания на эмпирическом уровне — наблюдение, измерение, эксперимент, и на теоретическом уровне — абстрагирование, аналогия, сравнение, анализ, синтез, моделирование и системный метод. Отвлекаясь от возможного разграничения уровней познания, посмотрим, как интерпретируются выделенные выше основные эмпирические методы.
«Наблюдение представляет собой определенную систему обнаружения, фиксации и регистрации изучаемых явлений, свойств и связей». Оно организует восприятие, приводит к образованию представлений и понятий.
Измерение (размышление — термин Д. Дидро) используется наряду с наблюдением, тесно связано с ним, но относительно самостоятельно. Измерение как метод познания представляет собой также определенную систему обнаружения, направленную на выявление и регистрацию количественных и качественных изменений изучаемого объекта. «В ходе измерения отдельные материальные объекты сравниваются между собой, и через сравнение мы получаем новые эмпирические знания. В процессе сравнения можно сопоставить вещи по таким свойствам, которые не наблюдаются непосредственно... Измерение связано с моментами абстрагирования и идеализации».
Эксперимент как метод познания «...представляет собой определенную систему операций с объектом познания для обнаружения, выяснения, подтверждения и сравнения каких-то свойств и связей изучаемого объекта... В процессе эксперимента для изучаемого объекта создаются такие специфические условия, которые способствуют наиболее эффективному выражению изучаемых свойств и связей».
Изложенное выше показывает, что даже на эмпирическом уровне познания используются такие сложные приемы умственной деятельности, как сравнение, анализ, синтез, аналогия, которые могут иметь место уже при наблюдении. При измерении (размышлении) удельный вес их увеличивается, к тому же используются еще более сложные приемы мышления: абстрагирование, подведение части под целое, систематизация, моделирование.
Что касается эксперимента, который мы склонны в щелях его универсализации интерпретировать как специально организованную практику в искусственных условиях, то все эти приемы умственной деятельности, естественно, также находят в нем свою реализацию.
Исходя из этого, представляется несущественным (с наших позиций) выделение двух уровней в процессе познания, и есть основание рассматривать названные выше методы — наблюдение, размышление (измерение), специально организованную практику (эксперимент) и практику в естественных условиях — как наиболее универсальные методы познания, опирающиеся на ленинскую теорию отражения.