В научной литературе неоднократно отмечалось, что методы обучения нетождественны методам познания. Однако «признав, что для учащихся учебный процесс — процесс познания, мы должны признать и то, что методы работы учащихся в этом процессе вполне сравнимы с методами научного исследования... То обстоятельство, что эти методы применяются под руководством и при помощи учителя, не меняют существа дела».
Как уже отмечалось, обычно предметом рассмотрения в методике служат только методы преподавания, а методы учения полностью выпадают из поля зрения.
Деятельность учителя и деятельность учащихся складываются из целой серии последовательных, целенаправленных действий. Эти действия выступают в качестве приемов преподавания и учения, т. е. элементарных методических поступков, направленных на решение совершенно конкретной задачи.
Совокупность приемов преподавания и учения, т. е. комплексы наиболее устойчивых, наиболее обобщенных, стандартизированных и повторяющихся действий (приемов), составляют не что иное, как методы деятельности учителя и учащихся. Следовательно, метод выступает как основной структурно-функциональный компонент деятельности учителя и учащихся, как путь и способ достижения определенной цели в преподавании и учении.
Данное понимание метода является, как уже указывалось, наиболее общим и универсальным, приложимым к обучению любому учебному предмету. При обучении иностранным языкам мы выделяем в качестве таких относительно универсальных методов основные и сопутствующие методы. В деятельности учителя основными методами, как показывает анализ структуры его деятельности, произведенный на основе протокольных записей, являются: а) показ; б) объяснение (выделение ориентиров или организация их поиска самими учащимися); в) организация тренировки; г) организация применения. Сопутствующим каждому из данных основных методов является контроль, включающий коррекцию и оценку.
В деятельности учащихся, как показывает анализ ее структуры, основными методами являются: а) ознакомление (включающее чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание), соотносящееся с наблюдением как методом научного познания; б) размышление (включающее осознание выделенных ориентиров или их самостоятельный поиск, иногда развернутое рассуждение), соотносящееся с измерением, гипотезой как методами научного познания; в) тренировка, соотносящаяся с экспериментом, вернее, практикой в искусственных условиях, как методом научного познания; г) применение, соотносящееся с практикой в естественных условиях как методом познания. Сопутствующим каждому из данных основных методов учения является самоконтроль, включающий самокоррекцию и самооценку.
Рассмотрим каждый из указанных методов преподавания и учения в их сопоставлении, ибо, как отмечалось, они находятся в состоянии корреляции друг с другом, и методы учения в значительной мере индуцируются методами преподавания, хотя и могут использоваться учащимися автономно, т. е. в самостоятельной деятельности.
Под показом как методом преподавания понимается любая форма предъявления конкретной задачи, иноязычного учебного материала и действий по его реализации; произнесение единицы материала (например, слова, фразы); показ действий по сочетанию ее с другой единицей материала, по ее замещению; ее написание и т. п. Следовательно, с помощью метода показа решается следующая основная задача: предъявление единицы материала разного уровня организации (от звука, слова до образцов монологической и диалогической речи) и соответствующих действий оформления и оперирования в целях ознакомления с ними учащихся. Выделение этого метода отвечает существующей традиции и не нуждается поэтому в дополнительном обосновании.