Ознакомление и размышление обеспечивают в основном знакомство с единицами материала, понимание их значения и закономерностей их функционирования, с их помощью формируются первичные умения осуществлять действия оформления и оперирования. Однако для прочного овладения иноязычным материалом и для развития умения пользоваться им необходим специальный комплекс приемов, в основе которого лежит многократное воспроизведение отдельных действий с единицами материала в некоторых типичных условиях их реализации, а также действия по их преобразованию и комбинированию.
Лишь целенаправленное применение всех этих действий в процессе тренировки может обеспечить запечатление единиц материала и действий оформления и оперирования, выработку динамического стереотипа и автоматизма в их употреблении. Утверждение, что память является «...важнейшей характеристикой всех психических процессов», представляется актуальным и по отношению к обучению иностранным языкам. Единицы материала и действия по их реализации (действия оформления и оперирования), не запечатленные памятью, не могут быть актуализованы в процессе речи.
Однако тренировка обеспечивает не просто запоминание. В результате тренировки, т. е. многократного, осознанного выполнения отдельных действий в специализированных и несколько упрощенных учебных ситуациях, имеющих, как правило, условно-коммуникативный характер и ориентированных на использование определенного языкового материала и определенных действий оформления и оперирования, обеспечивается поэтапность их усвоения, постепенный, управляемый переход их в личный опыт учащихся. И чем расчлененней и дробней эти действия, чем более они целенаправленны, тем быстрее происходит этот переход, тем скорее формируются навыки и умения.
Тренировка как метод учения соотносится с экспериментом, т. е. с практикой в искусственных условиях как методом познания.
С помощью следующего метода преподавания — организации применения — обеспечивается использование языка в собственно коммуникативных целях как средства устного и письменного общения. Решаются задачи, связанные с приемом и передачей содержательной (предметной) информации. Языковая форма, т. е. средства языка, в значительной степени перестает быть актуально осознаваемой,
Выделение этого метода в качестве одного из основных и разграничение его с методом организации тренировки обусловлены наличием двух реально существующих способов деятельности учителя, направленных на реализацию различных по своему содержанию и значимости целей. С помощью организации тренировки учитель обучает учащихся отдельным действиям или серии действий во имя овладения ими и выработке автоматизмов в их применении. С помощью организации применения он переводит учащихся на более высокую стадию обучения — обучение целостной иноязычной речевой деятельности (чтению, устной и письменной речи). Однако данное разграничение носит условный характер, так как все указанные выше основные методы преподавания находятся в таком же тесном взаимодействии, как и соотносящиеся с ними методы учения.
Применение как метод учения представляет собой комплекс сознательных действий ученика, направленных на использование в основных видах речевой деятельности приобретенных знаний, навыков и умений, причем в ситуациях, приближенных к условиям реального общения (например, в форме беседы, чтения текста с целью извлечения информации, ее передачи в виде связного сообщения и т. п.).
Как метод учения применение есть не что иное, как использование разных форм иноязычного общения, как иноязычная речевая практика, которую учащийся активно ищет, пользуясь всеми имеющимися для этого возможностями не только на уроке, но и вне его.