Однако интеллектуальная деятельность учащихся стимулируется не только объяснением. Ученик может использовать некоторые из названных интеллектуальных операций (например, анализ, сопоставление с ранее изученным и др.) в ответ на показ единиц материала и соотносящихся с ними действий реализации, а также при организации тренировки и применения. Это обеспечивает общую принципиальную сознательность его действий, характеризующую обучение в целом, которая применительно к обучению иностранным языкам, несомненно, имеет специфическое содержание, поскольку она в разной степени может относиться к собственно лингвистической и экстралингвистической информации (в зависимости от возрастных особенностей учащихся, уровня их обученности и т. д.).
Размышление как метод учения предполагает особенно высокую степень осознавания, обусловленную целенаправленным и последовательным использованием комплекса интеллектуальных операций, к которому ученик побуждается, как правило, особой сложностью задачи, объяснением учителя, раскрывающего закономерности явлений и процессов, скрытых от поверхностного наблюдения, а также наличием проблемных ситуаций.
Следовательно, размышление как метод учения — частный случай проявления сознательности учения и ни в коем случае не должно отождествляться с ним.
Размышление используется как метод учения в тех случаях, когда необходимо глубокое проникновение в суть явлений и процессов. Оно применяется учеником не только тогда, когда тот имеет дело с правилами языка, т. е. с определенной абстракцией, теорией, но и во всех тех случаях, когда необходимо за внешней формой увидеть внутреннюю, когда, например, из текста необходимо извлечь глубинные смысловые связи, когда нужно подобрать и скомбинировать материал для связного сообщения и т. п.
Таким образом, разграничивая понятия «размышление» (как метод учения) и «сознательность» (как одна из существенных характеристик всей деятельности учащихся, проявляющаяся в том числе и в применении указанного метода), следует подчеркнуть, что ни то, ни другое понятие отнюдь не сводится к соотношению теории и практики, как в свое время трактовался принцип сознательности. Более того, сознательность может на разных этапах обучения и в разных видах речевой деятельности трактоваться по-разному.
Что касается размышления как метода учения, то можно спорить об удельном весе этого метода при овладении иноязычной речью, о том, на каком этапе и в каких конкретных целях его применять (при введении или систематизации материала и действий с ним и т.п.). Однако этот метод учения, как показывает опыт, объективно наличествует в педагогическом процессе.
Следующий основной метод деятельности учителя по обучению учащихся — организация тренировки. В отличие от выделенного в Общей методике доминирующего метода обучения — практики — данный метод, во-первых, характеризует именно деятельность учителя, во-вторых, имеет более узкий диапазон действия и направлен главным образом на обеспечение запечатления единиц материала и действий реализации, на освоение отдельных действий оформления и оперирования, на выработку автоматизмов (навыков) в их употреблении. Следовательно, с помощью этого метода обеспечивается закрепление единиц материала, овладение механизмом их сочетания друг с другом, в частности отдельными речевыми поступками, реализуемыми с помощью так называемых речевых образцов или типовых фраз (называние предмета, указание на его качество и т. д.), а также овладение отдельными способами извлечения информации из текста, в частности поисками слова в словаре, развитием догадки о значении слова на основе контекста, способами смыслового членения текста и т. п. Назовем эти последние способами снятия энтропии текста.