С показом соотносится первый из выделенных выше основных методов учения — ознакомление. Основанием для его выделения служит, во-первых, то, что это действительно целенаправленный, сознательно используемый комплекс действий в любом процессе познания, одним из видов которого является учение. Ознакомление с единицами иноязычного учебного материала и действиями по его реализации основано на их чувственном восприятии, осмысливании и сопровождается, как правило, проговариванием во внутренней и внешней речи. Во-вторых, именно ознакомление является основным целесообразным ответным действием (вернее, комплексом действий) учащегося, коррелирующим с методом показа, используемым учителем. Учитель предъявляет образец действия с единицей материала (называет иноязычное слово, акцентирует внимание на его произношении, раскрывает его значение путем использования разных средств наглядности или путем предъявления эквивалента в родном языке, показывает его написание), а ученик активно знакомится с воспринимаемым материалом и действиями по его реализации (слушает его звучание, наблюдает за артикуляцией, за изображением графического образа слова, осмысливает его значение), соотнося его с усвоенным ранее, и проговаривает его. Применительно к более высоким уровням деятельности, например при обучении связному высказыванию, — это ознакомление с задачей, возможными опорами (в виде ключевых слов, плана), с образцом осуществления деятельности и т. п.
Как метод учения ознакомление характеризуется наличием направленного внимания у учащегося, активностью процессов восприятия, интереса, осознанием стоящей перед ним задачи и приемов по ее реализации.
Следующий метод преподавания — объяснение — также традиционно выделяется в качестве одного из основных методов/деятельности учителя. Однако под объяснением мы понимаем нетолько раскрытие закономерностей того или иного речевого действия или серии действий, не только выделение их существенных признаков (ориентиров), но и организацию путем соответствующего инструктажа самостоятельного поиска учащимся этих ориентиров. С помощью объяснения раскрывается, например, механизм формирования и формулирование мысли средствами иностранного языка, техника сочетания (комбинирования) различных способов действия внутри отдельных видов речевой деятельности (например, выделение варьируемых и неварьируемых частей в диалоге) и т. п. Следовательно, объяснение, как и показ, является действенным рычагом управления деятельностью учащегося.
Если показ апеллирует главным образом к чувственному восприятию учащихся (слуховому, зрительному, моторному и различным способам их сочетания), то объяснение — преимущественно к мышлению. Однако для активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся при обучении иностранным языкам часто бывает достаточно показа, поэтому объяснение занимает относительно небольшое место и обычно носит характер комментария или инструктажа.
Размышление как метод учения, включающий осознание, рассуждение (по внешней или внутренней речи), — это целый комплекс целенаправленных действий на пути активного и сознательного присвоения иноязычного речевого опыта, стимулируемых, как правило, объяснением учителя или установкой на самостоятельный поиск существенных характеристик единиц материала и действий реализации. Ученик использует целую совокупность сложных приемов умственной деятельности, таких, например, как анализ, синтез, сравнение, противопоставление, подведение частного под общее, распространение общего на частное и т. п., и, выходя за рамки чувственного восприятия, переходит на стадию абстрактного мышления. Эти его действия резулътируются в образовании понятий, суждений и, следовательно, знаний и умений более высокого порядка.