При организации тренировки исходными и доминирующими могут быть действия с преобладанием аналитических операций или же непосредственно сама речевая деятельность, расчлененная и препарированная, с преобладанием целостных речевых действий (в частности, действий по аналогии с заданными образцами и т. п.).
Организация применения и само применение могут охватывать все три основных вида речевой деятельности или один из них, в зависимости от этого будут превалировать соответствующие приемы преподавания и учения. Причем среди них могут быть выделены ведущие приемы и более второстепенные. Приемы преподавания и учения реализуются в их взаимодействии с помощью упражнений.
Таким образом, метод складывается из целой иерархии приемов, воплощенных в конкретных упражнениях, и было бы чрезвычайно плодотворным выделить внутри каждого отдельного метода систему приемов, направленных на развитие конкретного вида речевой деятельности.
В каждой системе обучения методы по-разному интерпретируются, а поскольку они выступают в сложном взаимодействии и представляют собой все вместе систему, то есть основание утверждать, что каждой системе обучения присуща своя система методов. Таким образом, под системой методов мы понимаем социально обусловленную, зависящую от целей, содержания и средств обучения целостную совокупность методов преподавания и учения, основанную на взаимодействии методов друг с другом и на иерархии приемов внутри них.
В зависимости от основной характеристики каждого метода, определяемой выделенными внутри него доминирующими приемами обучения, в зависимости от его удельного веса и соотношения методов друг с другом, в зависимости от всего этого складывается та или иная система методов, характеристики которой имеют существенное значение для описания системы обучения в целом.
Так, если при показе, объяснении, организации тренировки и организации применения превалируют приемы, опирающиеся на аудиовизуальную наглядность, то есть основание говорить, что на данном этапе это является одной из существенных характеристик системы методов и системы обучения в целом.
Однако для описания системы методов недостаточно выделения одного из ее главных признаков, и невозможно осуществление на его основе характеристики всей системы обучения. Это, несомненно, привело бы к обеднению системы обучения и к однобокому ее освещению. Думается, что не менее важной характеристикой является опора на сознательность обучения, рассматриваемая в динамике и интерпретируемая по-разному в зависимости от этапа обучения и вида речевой деятельности, а также активность обучения, его функциональная и коммуникативная направленность и др.
Поскольку свойства системы не сводимы к свойствам ее частей, то система методов, выступающая в качестве подсистемы по отношению к системе обучения, не может в достаточной мере отразить все свойства системы обучения в целом.
В этом смысле не следует смешивать систему методов с методической системой, т. е. социально обусловленной концептуальной системой.
Рассмотрим далее, как соотносятся в обобщенном виде выделенные нами методы с приемами преподавания и учения и в каких отношениях они находятся с упражнениями как основными единицами обучения.
Цели, методы и приемы обучения находят непосредственную реализацию именно с помощью упражнений, которые функционируют на разных уровнях организации материала, имеют разные условия реализации и обеспечивают управляемое формирование иноязычной речевой деятельности.
Таким образом, с помощью схемы мы как бы соотнесли методы с содержанием обучения — содержанием иноязычного учебного материала и процессом формирования иноязычных знаний, умений и навыков, из которого они были искусственно вычленены в целях их изучения.
Представляется, что изложенный выше подход к выделению методов обучения — лишь первый этап на пути их исследования, отражающий низший уровень обобщения. Методы выступают здесь как совокупность приемов преподавания и учения. Следующий уровень обобщения предполагал бы объединение методов преподавания и учения для выявления типов их взаимодействия. В своем наиболее обобщенном значении метод выступает как определенное принципиальное направление в развитии методики, представленное одной или несколькими методическими системами.