Страх перед экзаменом затрагивает все системы организма студента. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена, ситуация «лотереи» при выборе билета для ответа, регламентированность времени, отведенного на ответ, а также жесткий лимит времени на подготовку, сопровождаются гормональной и эмоциональной бурей (например, артериальное давление повышается до 170-180 мм рт. ст., пульс учащается до 120-130 ударов в минуту; многие студенты жалуются на головную боль, неприятные ощущения в груди; у некоторых происходит расстройство сна, от страха замирает сердце, перехватывает дыхание, нарушается контроль за мускулатурой и, как следствие, появляется неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках).
Следует отметить, что если в начале экзаменационной сессии студент нормально реагирует на ожидание экзамена, то уже к третьему экзамену у него начинает проявляться запредельное торможение, сопровождающееся пассивностью, резким упадком сил и настроения, в силу чего студент готов принять любую оценку, лишь бы все поскорее закончилось.
Однако нужно отметить, что студенты чаще всего видят лишь внешние причины возникновения страха. Так, будто бы хорошую оценку им не удалось получить из-за сложного билета, недоброжелательности экзаменатора, плохого самочувствия, иногда из-за неуверенности в себе, но не из-за истинной причины — в низком уровне собственных знаний признаться трудно.
Нужно выделить и тот факт, что на традиционном устном экзамене оценка зависит от индивидуальной толерантности студента к тревоге, от его умения общаться, приспосабливаться к экзаменационному стрессу, гибко реагировать на изменения в экзаменационной ситуации.
На экзаменационную оценку студента влияет ряд типовых ошибок преподавателя (например, его чрезмерная строгость или, наоборот, снисходительность; искусственное занижение оценок в хорошо подготовленной группе или завышение оценок в слабой группе с целью их распределения и создания эффекта справедливости; так называемый «гало-эффект», когда на оценку влияют контакт преподавателя и студента до экзамена и эмоциональные установки педагога на этого студента во время экзамена).
Несмотря на негативные последствия экзамена, у него есть и преимущества. Одним из них является тот факт, что трусливые студенты заметно улучшают свои достижения по сравнению с теми, кто экзаменов не боится.
В учебно-воспитательном процессе симптомы экзаменационного стресса встречаются довольно часто не только в период сессии, но и перед контрольной работой, перед ответом на семинаре, во время зачета, поэтому важно подготовиться к таким испытаниям. Подготовка идет в двух направлениях. Во-первых, студентов готовит преподаватель, во-вторых, студенты готовятся сами.
Для того чтобы снять экзаменационный стресс, педагог может провести со студентами ряд занятий, основными задачами которых становятся формирование позитивной адекватной концепции, отношений сотрудничества, развитие воспроизводящей функции памяти и речи студентов, а также закрепление полученной информации.
Первый вариант учебного занятия проходит в виде консультации. Студенты получают установку, что на следующем занятии будет проходить предварительная проверка знаний перед экзаменом, где каждый имеет право задать преподавателю вопросы по пройденной теме. Студенты задают вопросы и получают ответы преподавателя в течение всего учебного занятия.
Во втором варианте установка может быть несколько другая: скажем, выполнение курсовых или дипломных работ. Заказать курсовую, дипломную работу в Минске можно на сайте akademik-m.by.
В третьем варианте нужно подготовить ответы на 8-10 вопросов. На занятии желающие отвечать готовятся у доски, а затем каждый отвечает на свой вопрос. Выполнив задание, студент получает статус «экзаменатора» и может экзаменовать других по этому вопросу. В то же время «экзаменатор» отвечает другим студентам по другим вопросам. Для наглядности результатов готовится большая «экзаменационная ведомость», в которую по вертикали вносятся фамилии студентов, а по горизонтали — номера вопросов. Напротив фамилии «экзаменатора» по тем вопросам, по которым он принимает экзамен, клеточка окрашивается в яркий цвет, чтобы студенты смогли сориентироваться, кому сдавать и по какому вопросу. В ведомость проставляются оценки: «отлично» — фломастером, а «хорошо» и «удовлетворительно» — карандашом и по желанию студентов, их получивших. После собственного ответа «экзаменаторы» могут экзаменовать других по нескольким вопросам. Таким образом, у студентов, отвечающих на подготовленные вопросы, есть выбор, кому отвечать. Для преподавателя важно создать условия, при которых в течение занятия каждый студент побывал в роли «экзаменатора» хотя бы один раз.