Третий вариант — учебное занятие проводится как тренинг. Студентам предлагается найти партнеров для упражнения, которое проводится в три этапа. Сначала партнеры выбирают текст из учебника, который обоим хорошо знаком. Один выполняет роль «экзаменатора», другой — «экзаменующегося». «Экзаменатор» задает отвечающему неуместные вопросы, требует, чтобы он цитировал определенные фразы и предложения из текста учебника. Действия и реакции двух участников записывает «протоколист». На втором этапе проводится стандартная проверка знаний по тексту. «Экзаменатор» составляет и задает вопросы, а «экзаменующийся» отвечает на них. По ходу выполнения задания роли меняются.
На последнем этапе участники упражнения обсуждают записи, делают выводы.
Четвертый вариант учебного занятия — проведение репетиционного экзамена по технологии «мастерские». Цель его — создание условий для самооценки и самокоррекции студентом собственных знаний. Вначале студентам предлагается написать на листе бумаги определение экзамена, а на другом листе изобразить (нарисовать, представить в виде символа или описания) образ идеального экзаменатора. Результаты вывешиваются на доске. Затем студенты объединяются в микрогруппы по 4 человека. Каждая группа готовит коллективный ответ на базовый вопрос, который выбирает сама. Ответ должен соответствовать требованиям краткости, точности, конкретности. После чего работа строится по принципу «цепочки»: преподаватель начинает, его вступление продолжают студенты; каждый предлагает свой тезис как продолжение выступления предыдущего. В итоге должен получиться законченный ответ. Студент должен выполнять три обязательных правила: быстро реагировать на ответ предыдущего; соблюдать ритм мыслительной деятельности; пропустить свой ход, если возникли затруднения с ответом. Завершив ответы на вопросы, каждая группа выбирает один, но самый трудный, по их мнению, проблемный вопрос и дает коллективный проект ответа на него. Проект зачитывается остальным группам, слушатели вместе с преподавателем задают вопросы, носящие уточняющий характер. Мини-группа записывает все поступившие вопросы и готовит ответы на них.
Следующий этап работы — создание плана ответа как корректировки созданного проекта. Каждый студент должен продумать презентацию своего ответа, обозначая собственную позицию. Все ответы сравниваются по разработанным заранее критериям:
- глубина и оригинальность аргументации;
- широта ориентации в методической литературе;
- уместное использование примеров;
- интегративный подход к решению проблемы;
- обоснование собственной концепции.
Еще один этап подготовки связан с выполнением творческого задания, предложенного студенту на карточке. В это время разрешается советоваться с другими студентами, но обязательно нужно обозначить свой выбор выполнения задания. Итогом работы «мастерских» становится самооценка студентом собственной работы, которую он выставляет себе на листочке. Здесь же студент пишет о своих затруднениях, пробелах в знаниях, намечает программу дальнейшей подготовки к экзамену. Особенностью описанного варианта является отсутствие отметок за проделанную работу. Четвертый вариант наиболее эффективен при проведении трехуровневого экзамена.
У студента, готовящегося к сдаче экзаменов, возникает ряд трудностей.
Первая трудность касается установки на учение. Учиться — значит прикладывать разум к чему-то; читать и проверять себя, желая определить, что усвоено, что понято.
Чтобы осознать сущность вопроса «Для чего учиться?», можно использовать небольшой опросник, состоящий из четырех вопросов.
1. Напишите, как вы собираетесь использовать информацию, полученную по данной дисциплине.
2. Кратко напишите все, что вц помните по этому предмету.
3. Напишите, какие знания по данному предмету вам нужны для практического применения.
4. Сравните знания данного предмета с другими. Сделайте выводы.