Современный преподаватель постоянно ищет пути совершенствования экзамена, позволяющего ему одновременно выявить и что усваивает студент, и как он усваивает учебный материал дисциплины, и как он может использовать имеющиеся знания и свой исследовательский опыт при решении конкретных профессиональных задач.
Существует несколько форм экзамена:
- экзамен-автомат. Пригоден для студентов со сформированной профессиональной направленностью, отличившихся в течение всего времени, отведенного на изучение учебного предмета, системностью и высокой результативностью работы. Такой экзамен больше других форм позволяет практически воплотить личностно ориентированную парадигму образования, так как позволяет преподавателю учесть индивидуальные особенности студентов, суммировать их индивидуальный осмысленный педагогический опыт;
- экзамен-дискуссия. Является своеобразным результатом диалогового обучения. Качество его проведения напрямую зависит от сформированной у студентов дискуссионной культуры, глубины, самостоятельности подготовки. Эффективность его проведения зависит от умелого сочетания фронтальной, индивидуальной и групповых форм работы студентов на экзамене, поскольку задача преподавателя — определить объем знаний по всему курсу, а не по отдельным его темам. Значимость такой формы экзамена еще и в том, что он создает атмосферу заинтересованности, позволяет преподавателю создать условия для творческого применения студентами полученных знаний и переноса их в педагогическую деятельность.
- публичный экзамен. Это защита курсовой или дипломной работы как своеобразная демонстрация самостоятельно добытой и усвоенной информации, презентация профессионализма, мастерства будущего специалиста;
- выездной экзамен. Проводится как открытый творческий урок. Он проводится на базе образовательных учреждений. На нем присутствуют не только студенты и преподаватель, но и педагоги образовательного учреждения, родители детей. Поэтому такой экзамен требует тщательной методической подготовки в теоретико-практическом плане: студенту нужно показать свою коммуникативную культуру; соблюсти нормы педагогической этики; показать на практике владение механизмами педагогического взаимодействия с детьми; осуществить презентацию своего практического опыта с опорой на теоретический материал дисциплины. Чаще всего выездной экзамен носит интегрированный характер, поскольку, проводя занятие с детьми по одной методике, студенту приходится использовать имеющиеся знания по другим предметам. Это достаточно трудная форма организации экзамена. Он не может быть массовым;
- коллективный экзамен. Организуется на основе проведения совместных творческих дел. При подготовке к экзамену каждый из студентов готовит модель одного из уроков, обозначенных в теме, а на экзамене 5-6 человек защищают проект уроков по изучению творчества выбранного автора. Основная цель коллективного экзамена — проверка сформированности у студентов навыков моделирования, умения аргументированно доказывать свою позицию. Эффективность такого экзамена зависит от сплоченности студенческого коллектива конкретной учебной группы;
- трехуровневый экзамен. Построен на выполнении студентами трех уровней заданий разной степени сложности. Задания первого уровня сложности носят репродуктивный характер; студенты отвечают на вопросы преподавателя без подготовки, поэтому исключается возможность пользования шпаргалкой; одновременно преподавателю могут отвечать 3-4 студента. Такая работа в минигруппах позволяет проверить и уровень сформированности у студентов слушательских навыков, и умения анализировать и корректировать полученную информацию. В рамках данного задания студентам предлагается 10-12 вопросов репродуктивного характера. Задания второго уровня сложности носят проблемный характер. Ответ на поставленный проблемный вопрос требует от студента осмысления имеющейся информации и умения убедительно ее представить в диалоге с преподавателем. Задания третьего уровня сложности — это творческие задания. Они выявляют оригинальность мышления студентов, их умение переносить хорошо известные знания на новую ситуацию. Выполнение творческих заданий может сопровождаться одобрением со стороны педагога, а не только его отличной оценкой.
Последний вариант проведения экзамена имеет ряд преимуществ перед другими, так как позволяет каждому студенту продемонстрировать свою методику подготовки к экзаменам, умения соотносить теоретический и практический материал, проявить свои творческие способности, культуру поведения.