Центральным моментом на экзамене является выставление оценки студенту за ответ по билету.
Оценка направлена на подтверждение соответствия или несоответствия знаний, умений и навыков студентов целям и задачам обучения, она влияет на мотивацию и самооценку студентов. Проблема оценивания на экзамене — труднорешаемая задача для преподавателя, так как в ней одновременно сочетаются объективность и субъективность педагога в отношении к знаниям студентов, объективность и субъективность самих студентов в оценке собственных достижений.
Объективность оценки достигается техникой организации вопросов и критериями оценки ответов. Так, выслушивая ответ студента, экзаменатору следует обратить внимание на следующее: студент должен показать знание правил, законов, теорий, аксиом, принципов; практическая деятельность должна быть точно усвоена относительно последовательности самих действий, но не заучена наизусть; весь объем теоретических сведений студент должен представить как точную цепочку логических связей и причин, но не зазубренную наизусть без ее понимания.
Качество ответа (подготовки) студента по дисциплине определяется еще и такими критериями, как:
- обоснованность, четкость, культура изложения материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
- соответствие содержания ответа уровню освоения материала, предусмотренного программой по дисциплине. На итоговом экзамене это еще и уровень готовности студента к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
При выставлении оценок выделяются несколько аспектов.
Эстетический аспект представляется как моральное регулирование. Здесь на первый план выходят две проблемы. Первая касается сферы отношений между преподавателем и студентом: любимые/нелюбимые, списывание как игнорирование требований педагога. Вторая проблема относится к сфере отношения преподавателя к своей работе: проявляет ли он формализм при выставлении отметки; стремится ли приукрасить несовершенные показатели и т.д.
Ценностный аспект ставит вопрос о справедливости оценки. В сознании экзаменующегося необъективная оценка ассоциируется с несправедливой.
Современная шкала отметок от «отлично» до «неудовлетворительно» имеет слабую дифференцированную способность, поэтому часто приводит к конфликтным ситуациям на экзамене, когда ожидания студента не находят реального воплощения в оценке: студент ждет четверки, а получает тройку. Чтобы избежать подобного, экзаменатору предстоит разъяснить студенту, почему поставлена именно эта отметка. Аргументация должна быть логичной и убедительной. Психологический аспект складывается из отношения студента к преподавателю как личности и профессионалу и из отношения к читаемой дисциплине. Показателями этих отношений являются посещаемость занятий, характер и качество вопросов, задаваемых преподавателю.
К психологическому аспекту, влияющему на качество оценки, на ситуацию общения, можно отнести страх.
«Ситуация экзамена» возникает у человека довольно часто, когда во время тех или иных испытаний ему приходится доказывать свою социальную зрелость, материальное благополучие, физическое самочувствие, уровень интеллекта. Для студента значимость экзамена определяется его социальным статусом; оценка экзамена влияет на его материальное положение, на дальнейшие учебные перспективы и, быть может, на профессиональную карьеру. В связи с этим экзамен воспринимается как «поединок вопросов и ответов», как «изощренная пытка», как «интеллектуальная и эмоциональная перегрузка».