Реализация личностно ориентированной парадигмы образования заставляет преподавателя профессиональной школы уделять все большее внимание формированию эмоционально-ценностного отношения студента к окружающим людям и самому себе посредством диалогового общения, рефлексии, творчества. Совместный результат работы преподавателя и студентов в этом направлении хорошо виден на экзамене.
Интересен факт возникновения экзаменационных испытаний в России. Приведем пример.
В первой российской гимназии Глюка, основанной в 1703 г. по распоряжению Петра I, уже проводились экзаменационные испытания учеников. В гимназии при Российской академии наук, открытой после смерти Петра I, в 1726 г., также существовали экзамены, но были они нерегулярными, неорганизованными, поверхностными. Придал им надлежащую суровость М. В. Ломоносов как руководитель академии, университета, гимназии.
Экзамен (от лат. ехаmеn — взвешивание, испытание) — вид аттестации студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Экзамен рассматривают как форму контрольной проверки знаний, умений и навыков студентов.
Цель его — выявление готовности студента к осуществлению основных видов профессиональной деятельности, соответствия уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
Задачи экзамена — определение уровня усвоенной студентами культуры мышления и практических навыков профессиональной деятельности, их способности к успешному самоопределению в профессии, науке, самообразовании, в межличностных и общественных отношениях.
Экзамены позволяют подытожить знания студентов и тем самым обеспечивают реализацию принципа прочности обучения. Они выполняют не только контролирующие функции, но еще и функции воспитательные и дидактические. Эти функции проявляются в том, что у всех студентов равные права для демонстрации своих интеллектуальных способностей и общественных мотивов, реализуемых как желание получить высокую квалификацию.
Экзамены в средней профессиональной и высшей школе могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми, государственными.
Вступительные экзамены относятся к исходному (нулевому, или входному) виду контроля, рассматриваются как вид испытаний для абитуриентов при их поступлении в профессиональное образовательное учреждение на конкурсной основе. Вступительные экзамены проводятся по общеобразовательным предметам, которые считаются профилирующими при поступлении студента на конкретную специальность. Образовательному учреждению делегируется право самостоятельного выбора количества, перечня, системы оценок вступительных испытаний, а также формы проведения экзамена: письменно, устно, тестирование, собеседование по материалам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Технология проведения вступительных экзаменов может различаться в зависимости от специальности, формы обучения, разновидности реализуемой основной образовательной программы, уровня среднего профессионального образования и базового образования абитуриентов.
Семестровые, курсовые (переводные) экзамены относятся к итоговому виду контроля и направлены на проверку конечных результатов обучения по конкретной дисциплине.
Государственный экзамен представляет собой составную часть итоговой государственной аттестации выпускника. Студенты сдают итоговый экзамен по отдельным дисциплинам в соответствии с государственными требованиями повышенного уровня среднего профессионального образования и итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.
Семестровые и государственные экзамены имеют определенную организационно-методическую основу, технологию проведения, о которых будет говориться дальше. Начнем с организации экзамена. Основными моментами здесь являются подготовка экзаменационных материалов; подготовка студентов; методика проведения экзамена.