Вторая трудность связана с нарушением принципа постепенности в усвоении материала. Для того чтобы наиболее эффективно использовать время, отводимое на подготовку к экзаменам, полезно еще до начала сессии составить план своей работы. Продуктивно человек может заниматься до 8 —10 ч в сутки — таков общий фонд времени в часах. Из него вычитается время на непредвиденные трудности, на консультации, поездки и т.д. Оставшееся время распределяют на проработку и повторение материала. Предварительная работа с конспектом позволит более точно выделять время в зависимости от трудности повторяемого вопроса или лекции.
Существует проверенная методика повторения учебного материала в период подготовки и сдачи экзаменов. Эта методика работает, если повторяется уже изученный и усвоенный материал. На подготовку к экзамену, как правило, дается до четырех дней. Распишем алгоритм подготовки в течение этого времени.
День первый. Подготовить учебники, лекции, дополнительную литературу, открыть вопросы для экзамена. Прочитать литературу, используя приемы беглого чтения.
День второй. Утром приступить к повторению. Повторение — это практическое воспроизведение текста. Заглянуть в учебник можно, если в течение 2—3 мин не вспомнилась необходимая информация. Закончив первое повторение, отдохнуть 20 мин и приступить к повторению во второй раз. Полное повторение следует завершить к вечеру.
Перед сном рекомендуются прогулки на свежем воздухе; можно заняться физическими упражнениями.
День третий. С утра и до 15 ч закончить третье, и последнее, повторение.
Отдых на целые сутки, т. е. до 15 ч следующего дня, может показаться большой роскошью, если вы привыкли повторять все в последний момент, но по предлагаемой методике, согласно которой первое повторение — сразу после чтения; второе — через 20 мин после окончания предыдущего; третье — через 8 ч; четвертое — через сутки, такой длительный отдых — неотъемлемая часть успешной сдачи экзамена.
День четвертый. В 13 ч следует приступить к последнему повторению и закончить его не позднее 22 ч. Рекомендуется сразу лечь спать: ведь утром экзамен.
Третья трудность — отсутствие понимания значения слова, понятия, действия. Непонятное всегда вызывает реакцию усталости, некоторой тупости. Состояние непонятности возникает, когда студенты пропускают учебные занятия. Чужие конспекты лекций не всегда и не у всех студентов заполняют так называемые «белые пятна» памяти.
Справиться с непонятными словами помогут такие советы:
- при чтении текста под руками следует всегда иметь словарь. По нему выбирается именно та дефиниция, которая непосредственно подходит к контексту, где употреблено это слово;
- нужно несколько раз прочитать дефиницию, а затем составлять предложения с этим словом до тех пор, пока не сложится четкое представление о его значении;
- после этого следует прояснить все остальные значения этого слова и также составить из них предложения, пока не будут уяснены все значения;
- чтобы понять суть слова, надо прояснить его этимологию, объяснить себе его происхождение;
- если есть возможность, то желательно выяснить любую другую информацию об этом слове: его употребление, синонимы;— после уточнения сути слова нужно вернуться к тексту и еще раз его прочитать, заполнив таким образом пустоту, которая была вызвана непонятным словом.
Для того чтобы уяснить значение действия, можно использовать пластилин, вылепить из него пластилиновую фигуру. Любую мысль можно представить с помощью пластилина и ярлыка. Новое, осознанное понимание значения предмета или явления достигается работой над тем, как продемонстрировать то, что получилось при работе с пластилином. Техника работы с пластилином нетрудная. Для работы выбирается слово или ситуация. Нужно представить его в пластилине, прикрепляя маленький ярлык на каждую часть изображаемой фигуры. По окончании работы делается большой ярлык, отражающий название предмета. Пластилиновые демонстрации должны быть большими по размеру. Художественное исполнение не является целью, поэтому нет необходимости точно вылепливать предметы.