Четвертая трудность — отсутствие навыков НОТ (научной организации труда).
Часто студенты пытаются сразу «зарыться» в материалах вопросов к экзамену, т.е. тщательно, со всеми деталями и подробностями, запомнить текст с самого начала. На это уходит много времени, энергии, а результативность нулевая, поскольку объем информации для запоминания превышает психофизиологические возможности памяти.
Изучение текста учебника при подготовке вопросов для экзамена лучше совершать поэтапно:
- сначала просмотреть весь текст, оценить роль и место каждого из его разделов, параграфов в раскрытии содержания вопросов к экзамену;
- затем начинать работу с текстом, выделяя в нем особые правила, аксиомы, принципы, советы, рекомендации, этапы, детали выполнения практической деятельности; теоретические разработки, объясняющие, зачем это делается;
- потом соотнести информацию, содержащуюся в учебнике и записанную на лекциях. При работе с конспектами лекций их следует разложить на столе и просмотреть, какие блоки информации повторяются во многих лекциях (например, история вопроса, определение понятий, основные свойства и характеристики и т.д.). На основании этого анализа можно составить и общий план ответа по целому ряду вопросов данного предмета. Тогда на экзамене можно строить ответ по данному плану, только заполняя каждый пункт содержанием конкретного вопроса. При такой системе готовиться и отвечать значительно легче;
- хорошее запоминание и усвоение материала достигаются многократным повтором, желательно не менее четырех раз. Но это не означает, что нужно читать его многократно.
Каждое повторение должно отличаться от следующего:
- первый просмотр всего конспекта или раздела — это общая ориентировка;
- затем идет выявление основных идей лекций и их взаимосвязи;
- далее повторяются наиболее существенные факты;
- и наконец, составление плана лекции или вопроса и дальнейшее повторение уже по нему.
Каждый раз повторяется все меньшая часть материала.
При проработке материала семестра или при подготовке непосредственно к экзамену полезно кроме учебника и своего конспекта использовать конспект товарищей из своей или параллельной группы. Также здесь можно расчитывать на онлайн помощь на экзамене. Это позволит быстрее установить возможные неясности.
При просмотре всего материала курса очень помогает составление различных схем, свободных таблиц, графиков, которые позволяют наглядно связать воедино различные части курса и обобщить их. Не пожалейте времени на такую работу — результатом будет расположение знаний поданной дисциплине в систему, что всегда эффективнее отрывочных сведений.
Чтобы уменьшить действие стресса, перед экзаменом можно заглянуть в памятку.
12 заповедей против стресса:
1. Постарайтесь переключиться на другое.
2. Помните, что совершенство невозможно в принципе.
3. Согласитесь, что быть успешным во всех сферах невозможно.
4. Взвесьте: стоит ли искать виновных?
5. В момент неудачи вспомните об успехе.
6. Старайтесь неприятное дело не откладывать в долгий ящик.
7. Уступайте в споре, используйте принцип амортизации.
8. Измените отношение к ситуации, если уж ситуацию изменить невозможно.
9. Подумайте о других людях, которые испытали подобные трудности и справились с ними.
10. Постарайтесь найти в случившемся что-то оптимистичное или даже веселое.
11. Представьте, что прошло много лет и вы оттуда оцениваете эту ситуацию. На самом деле она так уж безвыходна?
12. Относитесь к жизни философски, будьте оптимистом.
Таким образом, в самом общем плане экзамен фокусирует ожидания студентов относительно их профессиональной компетентности и ожидания преподавателя относительно используемой им технологии преподавания. Экзамен выступает действенным средством подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяет ему показать свои навыки интеллектуального труда, практические умения.