Разобраться в практических действиях помогут и зарисовки. Они используются в качестве способа уяснения логических связей между предметами или явлениями. Для зарисовок характерно такое правило: «Нужно продемонстрировать что-то в двух измерениях. Если это не получается, то у вас об этом неверное представление».
Существует несколько приемов запоминания полученной информации. Следует обратить внимание на то, что процесс тренировки памяти нельзя ограничить рамками экзаменационной сессии. Если студент поставил перед собой задачу научиться запоминать как можно больший объем информации, то тренировку надо начинать задолго до нее и заниматься постоянно, быть сосредоточенным и внимательным к той информации и тем упражнениям, с помощью которых учишься их запоминать. Разберем некоторые приемы.
Тонизирующий прием. Чтобы запомнить информацию, рекомендуется повторять ее с несколькими вариациями: громко/тихо; нараспев/скороговоркой; с логическим ударением/с необычным акцентом.
Редактирование. Предстоящий объем информации значительно сокращается. Нужно переписать имеющийся текст, но по ходу выбросить все необязательное. Чем меньше объем, тем легче его воспроизвести и запомнить. Можно уплотнить материал до предела, заменив целое предложение одним словом.
Блочный прием. Материал для запоминания разбивается на блоки, желательно на 7 блоков. Каждому дается краткое название, которое записывается на бумаге и заключается в разные геометрические фигуры. Для выделения главной и второстепенной информации в блоках используются линии, звездочки, точки, рамки. Так получается опорная схема.
Прием «Матрица». Материал заносится в таблицу, структуру которой студент определяет сам. Хорошо, если в таблице присутствуют логические связи и анализ материала дается с опорой на конкретные закономерности.
Прием «Смысловое дерево». Используется этот прием, если материал для запоминания имеет множество элементов. Сначала выделяется главная мысль, которая выполняет роль ствола дерева. От него отходят ветви — идеи, но не более 7. Затем идут веточки, расположенные по степени важности. С помощью такого дерева можно построить план ответа.
Прием «Путешествие по городу знаний». Этот город называется (озвучивается тема вопроса). В этом городе несколько улиц со своими названиями (пункты плана ответа или ключевые слова информации). На каждой улице определенное количество домов (блоки информации по пунктам плана). В каждом доме прописана своя информация (дефиниция определения, задачи, цели, педагогические условия, методы, средства обучения). Важную информацию помещают на рекламные щиты, чтобы она лучше запомнилась. Студенту предлагается создать город знания и совершить по нему путешествие.
Прием аналогий. При запоминании нужно найти, на что похож запоминаемый объект.
Прием релаксации. Если в течение трех минут не удается запомнить материал, то нужно сесть удобно на стул, расслабиться и постараться ни о чем не думать. Через некоторое время нужная мысль придет сама.
Прием распределения ролей. Этот прием применяется при запоминании разнообразных дат. Суть его заключается в следующем: все цифры выполняют какие-либо роли (например: 7 — усатый мужчина; 8 — толстая женщина; 87 — это толстая женщина, которая стоит рядом с усатым мужчиной, который крутит усы). Богатство фантазии каждого человека даст ему возможность придумать роли и другим цифрам.