Иногда некоторые отрезки речи могут встречаться сразу в двух (или даже больше) упражнениях, так как в них представлены фонетические трудности в различных аспектах. В одном же упражнении лучше фиксировать внимание на каком-нибудь одном конкретном фонетическом явлении. Например, в отдельном слове: Selbstbedienung имеются следующие трудности: главное и второстепенное ударение, прогрессивная ассимиляция по оглушению и др. В небольшом словосочетании nicht so leicht еще больше трудностей: отсутствие ударения на отрицании, наличие прогрессивной ассимиляции по оглушению, двукратное произнесение [с], соблюдение качества звука при произнесении полудолгого [о'] и др. При составлении упражнений на продвинутых этапах обучения произношению преподаватель должен, по-видимому, исходить из конкретной ситуации, фиксировать внимание на тех явлениях, которые в данный момент представляют наибольшие трудности для данной группы студентов (или большинства из них). Эти трудности связаны, в основном, с интерферирующим влиянием родного языка. Благодаря укрепившимся произносительным навыкам самые легкие звуки иностранного языка превращаются в определенных сочетаниях в труднопроизносимые. Исходя из этого, нам кажется, что в подготовительные фонетические упражнения обязательно должно быть включено специальное упражнение, где на базе словосочетаний из текста производится работа над освоением прогрессивной ассимиляции по оглушению.
В связи с тем, что во 2-м семестре резко усложняется грамматический материал, следует уделять большое внимание интонации предложений. При прохождении сложных глагольных форм, например перфекта, необходимы сопоставления интонационных моделей нераспространенного и распространенного предложений, где в последнем синтагматическое ударение и соответствующее понижение голоса падают на дополнения и обстоятельства, а не на смысловой глагол:
Работа над текстом может проводиться таким же образом, как и на предыдущем этапе. Целесообразно продолжать совершенствование техники чтения, доводя его до 160-240 слогов в минуту.
На этом этапе хоровым упражнениям рекомендуется предпослать индивидуальную работу с каждым студентом.
В качестве одного из видов речевых упражнений, на основании которых преподаватель может установить, является ли пройденный фонетический материал усвоенным, можно рекомендовать следующее упражнение: преподаватель подает реплику типа: Ich habe gestern ein Buch gelesen. Студенты реагируют на нее тем, что задают преподавателю соответствующие вопросы: Wie heiBt dieses Buch? Wer hat es geschrieben? Hat es Ihnen gefallen?
4-й этап. Работа над произношением на II курсе.
Цель: поддержание и дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков и предъявление студентам больших требований к произношению в процессе речевой деятельности.
Для фонетических упражнений целесообразно выбирать те звуки, которые имеются в большом числе слов, изучаемого текста и данного тематического круга. Языковой материал уже достаточно сложен и разнообразен, чтобы служить базой для выполнения большого количества фонетических упражнений.
Подбирать и составлять подготовительные фонетические упражнения на 4-м этапе нужно с учетом требований, предъявляемых данной группе студентов. При этом следует учитывать индивидуальные особенности произношения учащихся, сложившиеся под воздействием различных причин (уровень подготовки, методика преподавания на предыдущих этапах и т. д.).