3-й этап. Работа над произношением в течение 2-го семестра.
Цель: повторение фонем, их оттенков и интонационных структур на основе нового лексического и, в первую очередь, усложняющегося грамматического материала. В противном случае, у студентов возникнут большие трудности в интонировании сложноподчиненных предложений или таких предложений, где сказуемым является глагол в Perfekt, и т. п.
К концу первого семестра правильное произношение звуков, чуждых русской артикуляционной базе, должно стать прочным навыком, поэтому на 3-м этапе следует фиксировать внимание студентов на шлифовке оттенков этих фонем в потоке речи. Главное же внимание, на наш взгляд, следует уделять тем фонетическим явлениям, которые подвержены наибольшему интерферирующему влиянию родного языка, — в первую очередь сюда относятся фонемы относительно близкой группы, а также фонемы сходной группы, которые в потоке речи часто уподобляются звукам родного языка.
В фонетические подготовительные упражнения необходимо включать упражнения в шлифовке звуков, представляющих трудности в плане репродукции. К сожалению, текст не всегда может предоставить в этом отношении необходимый материал, поэтому исходным моментом таких упражнений может служить слуховой тест на различение правильных и неправильных вариантов фонем в словах и словосочетаниях. Если ставить себе цель добиться правильного усвоения оттенков фонемы [], то на основании проведенного слухового теста можно установить степень правильности восприятия оттенков и составить соответствующее репродуктивное упражнение. Шлифовку оттенков фонем полезно проводить при помощи противопоставлений отрезков речи с разными вариантами фонемы: начинать надо с наименее трудных слов и словосочетаний, переходя к все более трудным, например:
danke mal — Denkmal
danke wrdig — denkwrdig
vergangene Zeit — unvergngliche Zeit
mein junger Sohn — mein jngster Sohn
Во время работы над усвоением оттенков фонемы [] студенты должны понимать, от чего зависит различное звучание вариантов этого согласного и других немецких заднеязычных согласных под влиянием соседних звуков. Очень полезно нарисовать на доске упрощенную схему произносительного аппарата с относительным положением органов речи при артикуляции [] в сочетании с заднеязычными и переднеязычными гласными. После усвоения оттенков [] можно еще раз провести тот же слуховой тест с целью установления, достигнуты ли успехи также при их восприятии.
На этом этапе обучения произношению от тренировки звуков при помощи скороговорок, которые представляют собой один из наиболее легких видов комплексных фонетических упражнений, можно перейти к более трудному виду — к работе над стихотворением. Разучивание стихотворения наизусть рассчитано на более творческое владение приобретенными произносительными навыками. На материале стихотворения Г. Гейне "Leise zieht durch mein Gemt" студенты смогут шлифовать произношение слегка палатализованного оттенка [], кроме этого им придется преодолевать и другие фонетические трудности, например неоднократное произнесение фонемы [у:], дифтонгов, соблюдение прогрессивной ассимиляции по оглушению и др.
Как уже отмечалось, большое место в фонетических подготовительных упражнениях занимает работа над отрезками речи из текста. Для повышения эффективности работы отрезки речи целесообразно группировать и выделять в специальные упражнения на основании какой-либо общей трудности, ибо если давать подряд все подлежащие тренировке словосочетания, то внимание студентов будет рассеиваться.