Следующим распространенным и необходимым видом фонетических подготовительных упражнений является работа над отрезками речи из текста, которые можно тренировать с различными интонационными структурами. Отбор фонетического материала зависит также от нового грамматического материала каждого урока. Если это, например, глаголы с отделяемыми приставками, то необходимо до прохождения текста ознакомиться с произносительной стороной этого явления, сопровождаемой схемами и интонационными моделями; при этом следует подчеркивать, что предтакт произносится относительно монотонно на нейтральном мелодическом уровне, а изменение основного тона происходит в главноударном слоге. При произнесении всех типов предложений, кроме вопросительных предложений без вопросительного слова, затакт произносится на самом низком мелодическом уровне.
Во время работы над интонационными структурами следует обязательно проводить сопоставление с русским языком, указывая на имеющиеся различия в интонации, например: Tritt er ins "Zimmer ein? Он входит в "комнату?
В данном случае студенты должы помнить, что соотношение между высотой тона и усиленным ударением для вопросительного предложения без вопросительного слова является в русском и немецком языках прямо противоположным.
Во время переходного этапа фонетические подготовительные упражнения целесообразно проводить в следующей последовательности: выполняя впервые упражнения, студент должен повторять каждый отрезок речи за преподавателем, затем студент читает их вслух самостоятельно, и, наконец, можно переходить к хоровому повторению за преподавателем.
В результате выполнения фонетических подготовительных упражнений студентам значительно легче будет работать над самим текстом. Начинать работу над новым текстом можно с прослушивания его в магнитофонной записи, следя (или не следя) одновременно глазами за печатным текстом. Затем следует чтение студентами отдельных предложений вслед за преподавателем. Каждый студент читает за преподавателем 5-6 предложений; после каждого абзаца проводится небольшой фонетико-грамматический анализ нового материала. Затем студенты еще раз читают текст самостоятельно, после чего можно переходить к закреплению нового языкового материала путем вопросо-ответных упражнений.
После самостоятельной работы над фонетическими упражнениями и над текстом, которую студентам необходимо выполнять в лаборатории с помощью технических средств, и после повторного чтения текста на следующем занятии можно разделить текст на абзацы и определить время, необходимое для чтения каждого отрывка. На этом фонетическая работа над текстом не заканчивается: важным средством совершенствования слухо-произносительных навыков является работа над техникой чтения. Используя хронометраж, можно постепенно ускорять темп чтения, доводя его до 160 слогов в минуту.
Текст служит затем базой для проведения лексико-грамматических и речевых упражнений. Если при их выполнении качество произношения остается таким же, то фонетический материал данного текста можно считать усвоенным. Например, преподаватель показывает картинку, предлагая студентам задавать вопросы и отвечать на них, употребляя пройденный языковой материал типа: Liest der Student vor? Liest er ein Buch vor? Spricht er das Wort richtig aus? и т. д.
Такая последовательность в работе над обучением произношению, как показала практическая работа, совершенно необходима для преодоления ошибок, связанных с рассредоточением внимания при переходе к комплексному изучению языка.