Обучение чтению на элементах текста.

Наряду с упражнениями, использующими однотипные словосочетания, этой же цели служат различные задания, связанные с припоминанием (подбором) возможных сочетаний, например: написать все возможные прилагательные (глаголы), которые можно употребить с существительными...; указать возможные сочетания существительных с прилагательными (аналогичные по цели упражнения могут быть оформлены и как тесты). Для восприятия словосочетания как целостной единицы можно рекомендовать задания: подобрать (из числа предложенных) сочетания, имеющие примерно одинаковое (противоположное) значение; указать, какое из сочетаний обозначает время (место) и т. д.; найти среди предложенных слово по его определению.

Целостность восприятия синтагмы проявляется в ее слитном прочтении с соблюдением специфического для той или иной группы слов распределения ударений и интонации. Часть упражнений и на этой стадии работы выполняется учащимися путем чтения вслух.

Вторая подгруппа упражнений решает те же задачи, что и первая, но на материале предложений:

1. Научить соотносить словарное значение слова с контекстом предложения (различать лексико-семантические варианты). Для этого может использоваться (частичный) перевод на родной язык, заполнение пропусков в предложении одним из данных слов, нахождение (и замена) слова, не подходящего по смыслу в предложении.

2. Научить устанавливать смысловые отношения между словами предложения. Грамматические явления усваиваются учащимися с наибольшим трудом. Поэтому умение быстро и точно распознавать грамматические формы (в широком» смысле этого слова) может быть приобретено лишь в результате тщательно организованной и длительной практики.

В установлении смысловых связей между словами предложения наиболее эффективным упражнением является его грамматический анализ, направленный на то, чтобы научить учащегося распознавать различные формы по их внешним признакам и определять их конкретную функцию в предложении. Следует подчеркнуть, что грамматический анализ не является самоцелью, как это иногда понимают учителя-практики. Его задачей является лишь научить учащихся «технике» анализа, показать, как использовать грамматические признаки для установления смысловых отношений. Целью упражнения является точность понимания, поэтому его контролем может служить перевод — полный или частичный.

Большую роль в формировании рассматриваемого умения играют задания, требующие объединения последовательно воспринимаемых слов в синтагмы. Они, по сути дела, требуют от учащегося свертывания операций анализа и потому очень важны в развитии умения читать: при чтении смысловая обработка заключается прежде всего в объединении частей предложения в смысловые куски. Правильность приемов объединения воспринимаемых графических единиц в синтагмы и выполнение подготавливающих упражнений в членении предложений на синтагмы наиболее эффективно создается, корректируется и контролируется при чтении вслух. Необходимая быстрота применения приобретенных приемов достигается -путем дальнейших упражнений в чтении про себя.

В осознании элементов предложения (синтагм) помогают задания: подчеркнуть (выписать) из предложений синтагмы, эквиваленты которых даны на родном языке; составить предложения из данных вразбивку синтагм (не слов — как это часто встречается в учебниках).

3. Научить воспринимать предложение как смысловое целое. Для этой цели целесообразны задания, направленные на целостную оценку предложения, например: какое отношение автора — положительное или отрицательное — выражают данные предложения; найти (среди ряда предложений) пары предложений, выражающих одну и ту же мысль (противоположные мысли); по предложению найти слово (среди данных), которое оно определяет; найти (среди предложенных) пары предложений, в которых второе объясняло бы (продолжало бы, отрицало бы и т. д.) первое; соединить два предложения подходящим по смыслу союзом и т. д.

4. Научить выделять в предложении главное и второстепенное. Выделение основной информации осуществляется путем обнаружения так называемых смысловых вех, под которыми подразумеваются главные слова, на которые читающий опирается в первую очередь при раскрытии смысла фразы. Для развития этого умения служат различные упражнения в сокращении и расширении предложений, в выделении в них так называемых ключевых слов.

С. Фоломкина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Мир скульптуры скульптура на заказ Скульптура на заказ любой сложности доставка установка по России от миниатюры до памятника бронза,камень,искусственный камень заказать скульптуру.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard