Для создания зрительного образа слова могут использоваться следующие упражнения: запись слов (пользуясь учебником или с доски), группировка слов по орфографическому признаку, организация заданных слов в алфавитном порядке (начинающихся с разных букв или с одной и той же буквы, имеющих одинаковые первые две буквы), написание исходной (словарной) формы слов, которые даны в какой-либо другой форме; написание полностью слов, данных с пропущенными буквами; чтение вслух слов с пропущенными буквами, нахождение в ряду данных слов одинаково написанных (различающихся одной буквой); различные диктанты, особенно обучающие (например, так называемый зрительный диктант и т. д.). Материалом всех этих упражнений должны быть слова, имеющие схожий внешний вид, причем в исходной форме и тех формах, которые известны учащимся к соответствующему моменту обучения;
Особую подгруппу составляют упражнения, направленные на восстановление звукового образа слова по зрительному образу (озвучивание). Формирование внутренней модели воспринимаемого объекта тесно связано с участием моторных компонентов в перцептивном действии. При усвоении языка словарь накапливается с помощью не только слухового анализатора, а и речедвигательного, однако «произвольный запуск двигательного стереотипа без слухового представления невозможен».
Образованию связей «зрительный образ — моторно-слуховой образ» служат упражнения типа: чтение вслух слов, содержащих одинаковые части (отдельные буквы или ряд букв); чтение слов, содержащих одну и ту же букву (диграф), но звучащих по-разному; выбор слов по какому-либо признаку из ряда данных (например, содержащих одинаковый звук, но имеющих различное написание; произносимых одинаково, но имеющих различное написание; рифмующихся слов); группировка заданных слов по какому-либо признаку (выделить слова, содержащие краткий звук, и слова, содержащие долгий звук; слова, оканчивающиеся на глухой или звонкий согласный, и т. д.); чтение слов, содержащих одну и ту же букву, но читающихся в них по-разному, и т. д. Группировки могут основываться как на противопоставлении, так и на сходстве, аналогии.
Необходимо знакомить учащихся с правилами чтения (закономерностями букво-звуковых соотношений) и букво-звуковым анализом слова. Точность звукового образа можно проконтролировать только в громкой речи, поэтому все перечисленные и аналогичные им упражнения выполняются путем чтения вслух печатного материала.
Запоминание значения слова связано со знанием его точного эквивалента на родном языке (так называемого словарного значения). Осознанию значения слова служат упражнения в различной группировке слов — по тематике, по принадлежности к той или иной части речи, по близости (противоположности) обозначаемых понятий, по их конкретности (абстрактности), по характеру и степени эмоциональной окрашенности и т. д.
В основе всех названных упражнений лежат аналитические операции, которые в случае затруднений (ошибочного выполнения задания) могут осуществляться и в развернутой форме (во внешней речи, по П. Я. Гальперину). Учащийся, однако, должен воспринимать изучаемый материал не только точно, но и быстро. Поэтому за начальной стадией работы должна обязательно следовать другая стадия, направленная на свертывание аналитических операций, их автоматизацию, без чего невозможно целостное (синтетическое) восприятие языковых единиц при чтении.
Автоматизация узнавания языковых единиц и является второй задачей группы упражнений, оперирующих материалом изолированных единиц. Основным требованием к упражнениям, направленным на свертывание аналитических операций, является ограничение времени их выполнения. Критерием достижения указанной цели является выполнение упражнения чтением про себя со скоростью, равной минимальной скорости тихого чтения. Последняя и является исходной при расчете времени выполнения упражнения.