Таким образом, задачей этой группы упражнений, составляющих начальную стадию работы над пассивным материалом, является запоминание языковых единиц и автоматизация их узнавания в изолированном виде. Использование указанных упражнений (как и последующих) практически снимает необходимость специального задания «Выучите новые слова», так как запоминание осуществляется в процессе выполнения различных действий с изучаемым материалом, причем действий, которые имеют место в акте реального чтения.
При чтении процесс получения информации (перекодировки зрительных сигналов в смысловые единицы) основывается на узнавании, но не сводится к нему. Всякий контекст, даже минимальный (словосочетание, синтагма), предполагает определенные смысловые отношения между предметами мысли. Кроме того, значение слова, как известно, видоизменяется под влиянием окружающего контекста, что дает основания говорить наряду со словарным и о контекстуальном значении слова (лексико-семантических вариантах). Следует отметить, что и установление смысловой связи между словами (особенно если грамматические способы и средства ее выражения в родном и изучаемых языках не совпадают), и определение кон-текстуального значения слова представляют для учащихся значительные трудности. Научить учащегося справляться с этими трудностями и является задачей упражнений, оперирующих материалом более крупных единиц — словосочетаний (синтагм) и предложений. В этой группе упражнений можно выделить две подгруппы.
Первую подгруппу составляют упражнения, построенные на материале словосочетаний, которые всегда должны представлять собой потенциальные синтагмы. Эти упражнения, с одной стороны, преследуют цель дальнейшего овладения словом (ибо слово может быть лишь тогда освоено, когда оно обросло разнообразными связями) и сочетаниями, наиболее типичными для него в лексическом и структурном отношении (практическое овладение правилами построения синтагм), и, с другой стороны, научить учащегося воспринимать (потенциальную) синтагму как целостную смысловую единицу (большинство исследователей считают синтагму единицей смысловой обработки). На упражнениях, оперирующих материалом синтагм, учащиеся овладевают структурами оперативных единиц смысловой обработки, запоминают наиболее типичные (частотные) сочетания (что является необходимым условием прогнозирования), учатся «видеть» слово в цепочке других.
В основе работы над словосочетанием должно лежать точное его понимание. Помимо перевода этой цели могут служить задания в различной группировке, аналогичные тем, которые упоминались для изолированных единиц, а также упражнения-тесты, требующие выбора (из ряда данных) словосочетания по тому или иному семантическому признаку, задания закончить предложение подходящими по смыслу словосочетаниями (выбрав нужное из 2-3, имеющих внешнее сходство) и т. п. На материале различных синтагм учащийся должен также научиться выделять их ядро. Помимо анализа (подчеркивания, прочтения вслух), можно предложить упражнения на расширение синтагмы (дополнение ее новыми элементами), на замену отдельных ее компонентов и т. д.
И для целостного восприятия (потенциальной) синтагмы, и для развития способности прогнозировать в памяти учащегося должны храниться, с одной стороны, схемы сочетания слов/синтаксические схемы, а с другой — наиболее типичные (а потому наиболее вероятные) лексические соединения. При восприятии печатного текста возникновение в сознании читающего синтаксических схем предшествует окончательному декодированию грамматической информации текста, а наличие в памяти учащегося типичных сочетаний обеспечивает способность прогнозирования.