Процессы автоматизации требуют тренировки, т. е. выполнения целого ряда однотипных по заданию упражнений, в которых тренируемая единица помещается среди других, схожих с нею по тому или иному признаку. Ускорение темпа их выполнения осуществляется постепенно: ускорение чтения вслух до нормального темпа говорения, чтение про себя в удобном для учащегося темпе (но обязательно с фиксацией затраченного времени), чтение про себя в заданное время. Для ускорения чтения эффективно использовать такие пособия, в которых экспозиция материала для чтения (в данном случае — слов) ограничена во времени. Это могут быть так называемые карточки мгновенного предъявления (flash cards), на которых напечатаны слова, быстро показываемые учителем или вставляемые в «хлопушку», используемую на киносъемках.
Этой же цели служат различные приборы — ускорители чтения (ТСО), в которых слова автоматически экспонируются в заранее заданное время (0,5; 0,25; 0,1 с и т. д.). Во всех этих упражнениях дифференциальные признаки организуются по принципу оппозиций, требуя от учащегося каждый раз целостного восприятия всей языковой единицы. Противопоставления могут включать случаи графического сходства букв иностранного языка (put — but) и сходства с буквами родного языка (take — make), наличия одних и тех же букв, но в иной последовательности (sit —its), соответствия разных сочетаний букв одному и тому звуковому комплексу (for — four, ate — eight) и наоборот одинаковых сочетаний букв (bread — read, snow — now), добавления букв (plan — plant, at — ate, fhan — thank) и т. д.
Для ускорения чтения про себя могут быть использованы упражнения с магнитофоном: имея перед глазами список слов, учащийся слушает их чтение диктором (в нормальном темпе устной речи) и отмечает в списке, например, пропущенные или повторенные дважды диктором слова.
Наибольшие возможности, однако, предоставляют упражнения, построенные в форме тестов различного вида, и особенно в форме теста множественного выбора (задания которого требуют выбора правильного ответа среди ряда данных). Они просты при проведении и проверке, охватывают одновременно всех учащихся и позволяют по-разному группировать внешне сходный языковой материал, что способствует выработке навыков выделения (видения) его дифференциальных признаков. При выполнении таких упражнений новый материал все время сравнивается с ранее изученным, причем сравнение проявляется в его обеих основных формах — нахождении аналогии и противопоставлении. Признаки, подлежащие выделению, могут быть при этом самыми разнообразными: фонетическими; грамматическими («Найдите в каждом ряду глагол в прошедшем времени/прилагательное в сравнительной степени/существительное»); семантическими («Найдите в каждом ряду слово, имеющее наиболее общее значение/не подходящее по значению к другим/имеющее отрицательное значение/близкое по значению к первому, перевод которого дан в начале ряда»).
Преимуществом упражнений-тестов является и то, что они строятся как на произвольном, так и на непроизвольном запоминании. В первом случае тот или иной дифференциальный признак является решающим для определения правильного ответа, т. е. выступает объектом деятельности учащегося (тренируемая единица представляет собой результат деятельности). Во втором — тот же признак служит основанием для отклонения предложенных вариантов (distractors), т. е. используется как материал деятельности (тренируемая единица является отвергнутым вариантом).
Задания легко разнообразить, а главное, каждый учащийся видит результаты своей работы — фактор, который трудно переоценить в процессе обучения.
Наконец, многократность предъявления одного и того же материала, сочетаемого с другим по разным признакам, а также возможность регулировать темп выполнения упражнения создают необходимые условия для автоматизации навыков выделения дифференциальных признаков и ускорения процессов восприятия материала, причем при чтении про себя. В зависимости от ступени обучения необходимый темп выполнения упражнения-теста либо задается сразу, либо достигается путем постепенного сокращения времени, отводимого на его выполнение (в этом случае одно и то же упражнение используется несколько раз).