Вопрос относительно последовательности упражнений внутри параграфа также не решается авторами учебников однозначно: должны ли упражнения следовать в порядке их выполнения на занятии, или же следует давать упражнения по их типам? Например, все упражнения для формирования навыка, для развития умений; все упражнения в чтении, затем в устной речи и т. п. В книге для учителя в этом случае будет указание о том, когда, как, в какой последовательности использовать то или другое упражнение. До сих пор среди составителей нет единого мнения и о необходимости деления упражнений на классные и домашние. В некоторых учебниках все упражнения даны без специального подразделения на классные и домашние. Авторы, видимо, полагают, что любое из предложенных ими упражнений по усмотрению учителя может быть задано учащимся на дом или же что указание о том, какое упражнение должно быть выполнено дома, учитель найдет в книге для учителя. Однако такое решение вопроса вряд ли следует считать правильным. Домашние упражнения выполняют иные, чем классные, функции, поэтому они по своему характеру отличаются от классных. Одна из функций домашних заданий — повторение и закрепление пройденного в классе. В этом случае новый языковой материал, над которым велась работа в классе, должен быть непременно включен в домашнее упражнение, но в ином, нежели на занятии, варианте, в иной ситуации. Домашнее упражнение не может быть полным повторением классного, иначе его выполнение будет носить механический характер и не вызовет никакого интереса. Техника выполнения домашних упражнений должна быть хорошо знакома учащимся. Каждый новый вид упражнений может вызвать у школьников непредвиденные трудности, что повлечет за собой невыполнение задания. Домашние задания должны быть проще и легче классных, поскольку у учащихся, как правило, нет возможности обратиться к кому-либо за помощью.
Другая функция, которую могут выполнять домашние задания, — подготовка к следующему занятию (введение нового языкового материала или развитие умений).
Еще одной функцией домашних упражнений можно считать дальнейшее совершенствование приобретенных навыков и умений. В этом случае домашние упражнения должны быть аналогичны тем, которые выполнялись учащимися в классе под руководством учителя, но составляться на ином языковом материале. Учащиеся, безусловно, могут самостоятельно совершенствовать и развивать такой вид речевой деятельности, как чтение (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Самостоятельно дома можно работать и над пониманием речи на слух. Что же касается монологической и диалогической устной речи, то вопрос о целесообразности совершенствования данных видов устной речи в домашних условиях должен решаться в зависимости от того, какой форме устной речи следует обучать школьников. Если обучать неподготовленной устной речи, то вряд ли в рамках печатного учебника можно предусмотреть домашние задания, совершенствующие и развивающие данное умение; если же речь идет о подготовленной устной речи, то устное изложение прочитанного, увиденного, услышанного, подготовка сообщения или доклада могут быть одной из форм домашнего задания.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что домашние задания должны быть специально выделены в структуре параграфа как его обязательный компонент, при этом форма их выполнения (письменные или устные) зависит от той функции, которую они призваны выполнять (закрепление усвоенного на уроке, повторение ранее освоенного с целью подготовки к занятию, дальнейшее развитие умений).
Оформление учебника. Оформление учебника вообще, а учебника по иностранному языку в особенности имеет большое значение. Школьники обучаются чтению, умению, непосредственно связанному с восприятием новой графической системы, и от полиграфического исполнения учебника зависит восприятие, глубина усвоения, а также степень утомления. Поэтому при оформлении учебника иностранного языка в первую очередь возникает проблема шрифта. Шрифт должен быть контрастный, прямой, с небольшим преобладанием высоты над шириной. Курсив воспринимается хуже, чем прямой шрифт. Для начинающих читать высота шрифта должна быть не менее 2,1-2,4 мм (кегль 12), поскольку у учащихся на первом и втором годах обучения еще не сформированы навыки техники чтения. Лишь в старших классах можно переходить на кегль 10 (1,55 мм).
Наличие на одной странице большого количества разнообразных шрифтов отрицательно сказывается не только на зрении, но и на запоминании, ибо внимание рассеивается, ученик не может сосредоточиться.