Вопрос о включении в учебник речевых упражнений решается однозначно. Упражнения, обучающие чтению (тексты), включаются в учебник, а упражнения для аудирования (тексты для понимания речи на слух) нет.
Наряду с учебником существуют также книги для чтения, которые содержат дополнительный к учебнику материал и являются обязательным компонентом учебного комплекса. Книги для чтения составлены в полном соответствии с уровнем навыков и умений учащихся данного этапа обучения и построены полностью на языковом материале учебника, к которому они относятся. Основным аргументом в пользу специальной книги для чтения является то, что чтение как практическое умение предполагает получение определенной информации, причем, как показали последние исследования читательских интересов школьников, информация, которую хотят получить учащиеся, относится к самым разнообразным отраслям знаний. Особенно отличаются интересы учащихся старших классов. Наличие специальной книги для чтения даст возможность поместить большое количество разнообразных текстов для чтения, что позволит в значительной мере удовлетворить индивидуальные запросы школьников, тем самым заинтересовать их чтением и таким образом увеличить мотивацию изучения иностранного языка.
Для учащихся IV-VI классов вряд ли есть необходимость создавать специальные пособия для чтения. В течение первых трех лет обучения происходит становление умения читать, учащиеся приобретают навык техники чтения. Кроме того, ограниченный языковой материал не позволяет разнообразить тематику для чтения, а следовательно, учитывать читательские интересы отдельных школьников.
Упражнения для развития умений в неподготовленной монологической и диалогической речи, если они представляют собой сформулированную для высказывания (беседы) ситуацию и должны восприниматься учащимися на слух, не включаются в учебник. Однако встает вопрос о количестве и качестве опор, необходимых для обучения развернутому высказыванию. Качество и количество опор будет зависеть от этапа обучения, от степени обученности, от методической системы авторов. Если количество опор будет велико (развернутый план высказывания), учащиеся не смогут удержать их в памяти. Следовательно, такие упражнения должны быть в учебнике.
Что касается последовательности перечисленных типов упражнений (языковые, подготовительные, речевые), то в основном принимается схема, согласно которой небольшая доза языкового материала автоматизируется в подготовительных упражнениях и тут же вводится в речь (речевые упражнения); языковые упражнения используются параллельно с подготовительными и речевыми в целях осознания, обобщения языкового материала, контроля и при самостоятельной работе (домашние задания) .
Вопрос о количестве упражнений, которые должны быть помещены в учебник, решается не однозначно. В некоторых стабильных учебниках авторы предлагают необходимое и достаточное количество упражнений ; в других — необходимое и дополнительное, на тот случай, если группы окажутся более продвинутыми или учитель сочтет целесообразным дать более сильным учащимся дополнительный материал; в третьих — большой набор упражнений, из которых учителя должны самостоятельно выбрать те, которые им в данный момент необходимы.
Обычно количество упражнений в учебнике рассчитано на среднего по качеству знаний, навыков, умений и способностям школьника. Если учитель работает в более подготовленном классе, он вынужден самостоятельно подбирать дополнительные упражнения. Это отнимает много времени и требует необходимого опыта и квалификации. Поэтому в учебнике целесообразно деление упражнений на необходимый минимум и дополнительный материал. В связи с этим нуждается в теоретическом и экспериментальном обосновании вопрос о том, какое количество упражнений достаточно для формирования определенных навыков и умений.