Кроме словарей необходимо во всех учебниках иметь таблицу нестандартных глаголов, которые были изучены на протяжении данного года обучения.
Вопрос о необходимости включения грамматических справочников вызывает у методистов споры. Одни полагают, что полный грамматический справочник неправомерно расширяет учебник, а отдельные разделы из такого справочника не смогут удовлетворить учащихся. Другие полагают, что грамматический справочник должен освещать лишь самые сложные разделы грамматики. Авторы некоторых учебников вообще отрицают необходимость какого-либо справочника по грамматике на том основании, что обучение в школе, с их точки зрения, должно вестись на структурах. На наш взгляд, нецелесообразно снабжать учебники первого и второго годов обучения грамматическими справочниками прежде всего потому, что грамматический материал данного этапа обучения крайне ограничен. Кроме того, учащиеся только начинают осваивать новый язык, и разобраться в терминологии этого языка им трудно. В старших классах, где учащиеся овладели довольно большим объемом грамматического материала, систематизация пройденного на базе практических умений помогла бы ученикам получить представление о системе языка, который они изучают. Учащиеся старших классов уже обладают навыками самостоятельной работы с книгой, поэтому пользование в случае необходимости справочником не будет представлять для них трудности. Полный справочник должен издаваться как самостоятельное пособие, поскольку объем учебника ограничен. В самом же учебнике целесообразно поместить в виде таблиц (с кратким пояснением, если это необходимо) изученный к данному этапу обучения грамматический материал.
Методическое построение учебника и отдельного параграфа. Одним из обязательных условий методического построения учебника является отражение в нем методического кредо его авторов. Методическая концепция составителей будет оказывать определенное влияние на содержание учебника (соотношение упражнений в устной речи и чтении, соотношение языковых, подготовительных и речевых упражнений, наличие или отсутствие правил и объяснений, характер приложения) и на его структуру (методическое построение), Чем детальнее продумана система, тем она эффективнее.
Существующая точка зрения, что при наличии книг для учителей нет необходимости в соблюдении системы в самом учебнике, не может считаться правомерной, «Учебник является главным, непосредственно данным учащимся и учителю в руки средством обучения»,
Другим непременным условием методического построения учебника является систематичность, которая проявляется прежде всего в преемственности и последовательности распределения материала учебника и его повторяемости, В учебнике должны быть обеспечены «связи и внутреннее единство как с тем, что изучалось в предшествующем классе, так и с тем, что на основе данного учебника будет изучаться в последующем классе». Согласованность каждого следующего учебника с предыдущим должна проявляться в единстве методического замысла авторов, в преемственности языкового материала. Каждое упражнение должно подготавливаться предыдущим, и вместе они должны составлять продуманную систему. Упражнения как единицы обучения (терминология И. Л. Бим) отбираются авторами согласно их методической концепции, учащиеся привыкают к определенным типам упражнений и даже знают, в каких случаях те или иные упражнения используются. У учащихся вырабатывается определенная установка на упражнения, что способствует как прочности овладения материалом, более эффективному формированию навыков и развитию умений, так и большей экономии сил и времени обучающихся. Преемственность в системе упражнений гарантирует соблюдение таких дидактических принципов, как посильность, постепенное нарастание трудностей, исключение одновременного введения более чем одной трудности.