Теория учебника иностранного языка в нашей стране имеет свою историю. Уже в 20-40-х гг. появляются в печати статьи, в которых формулируются основные требования к учебникам по иностранным языкам и обсуждаются некоторые спорные теоретические вопросы. Особенно интенсивно вопросы учебника иностранного языка подвергались обсуждению в периодической печати в конце 50-60-х гг. Проблемы, связанные с теорией учебника иностранного языка, интересуют методистов и в настоящее время. Одним из основных является вопрос о комплексном учебнике.
Решение вопроса о комплексном учебнике непосредственно связано с такими вопросами, как место и роль учебника в учебном процессе, содержание, структура, методическое построение учебника и некоторые другие. Следует также отметить, что и вопрос о том, существуют ли специфические проблемы учебника, или учебник является реализацией методической системы его составителей, до сих пор остается открытым. Если к проблеме учебника подходить с тех позиций, что он является моделью реализации определенной системы его авторов, то в таком случае «теорий» учебника будет столько же, сколько авторов. С другой стороны, если предположить, что учебник как один из компонентов подсистемы средств обучения является самостоятельной единицей, то, очевидно, ему должны быть присущи свои собственные характеристики, независимые от методических систем различных авторов. Представляется, что такой подход к проблеме будет более перспективным и плодотворным. Он позволит рассмотреть принципиальные вопросы теории учебника, на основании которых можно будет вычленить логические компоненты учебника, что, в свою очередь, даст возможность сформулировать и научно обосновать объективные требования к учебнику иностранного языка для средней школы с тем, чтобы, с одной стороны, можно было бы предъявить эти требования составителям учебников, а с другой — не лимитировать научных поисков наиболее эффективных методов и способов обучения.
Стремление рассматривать учебник как самостоятельную категорию в общей системе обучения все настойчивее проявляется в последнее время. Рассматривая учебник иностранного языка как самостоятельный компонент категории средств обучения, необходимо выделить его основные характеристики, а именно: содержание учебника, методическое построение учебника, оформление учебника.
Роль и место учебника в учебном процессе. Существуют различные представления о роли учебника в обучении иностранным языкам. Зарубежные методисты отдают предпочтение аудиовизуальным средствам обучения, а основной функцией считают организацию повторения дома учебного материала, освоенного в классе. Частные школы СПб полагают, что среди всех компонентов, входящих в категорию средств обучения, учебник является основным.
Поскольку обучение в школе должно соответствовать основным целевым установкам программы, а программа по иностранному языку выдвигает в качестве практических две цели — обучение устной речи и чтению, одни лишь аудиовизуальные, средства не могут обеспечить развитие обоих умений. Чтение — один из основных видов речевой деятельности уже на начальном этапе (хотя ведущим умением на этом этапе является устная речь). Отсутствие учебника лишает учащихся зрительного восприятия, важного помощника, способствующего удержанию в памяти языкового материала (из психологии известно, какое большое значение имеет зрительный анализатор для процесса запоминания). Особенно остро учащиеся начинают ощущать необходимость в учебнике после нескольких недель занятий языком, когда количество лексики из урока в урок возрастает и удержать слова в памяти становится все сложнее. Одного слухового восприятия, не подкрепленного зрительным (чтение и письмо), оказывается недостаточно: учащиеся начинают забывать усвоенную лексику или записывать иностранные слова русскими буквами, чтобы удержать их в памяти. Представленные в учебнике различные упражнения, направленные на овладение языковым материалом, помогают сформировать лексические и грамматические навыки.