Содержание учебника. Проблема содержания учебника иностранного языка является одной из наиболее дискуссионных. Спорным до сих пор остается вопрос о том, должен ли в учебнике содержаться материал, предназначенный не только для ученика, но и для учителя. В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом все настойчивее доказывается необходимость отдельных пособий для ученика и учителя. В учебном комплексе по иностранным языкам для массовой общеобразовательной школы книга для учителя является обязательным компонентом.
Вопрос о содержании учебника иностранного языка неоднократно обсуждался в методической литературе. Исследователи по-разному определяют компоненты содержания. Одни относят к содержанию тексты, упражнения, языковой материал, организованный в речевые образцы, рассматривая их не как синтаксические конструкции, а как «потенциальные акты коммуникации, различающиеся по цели высказывания». Другие включают в содержание языковой, информативный (правила, комментарии) и практический материал для формирования и развития речевых навыков и умений (упражнения, тексты). Третьи выделяют четыре компонента содержания учебника: языковые единицы и правила их использования в речи, т. е. лингвистическую сторону учебника; экстралингвистическую информацию, отвечающую принципам воспитывающего обучения и связи с жизнью (идейное, тематическое, эстетическое содержание); воплощенную в упражнениях информацию (фабульная сторона учебных текстов); воплощенные в авторских ремарках и инструктивных заметках рекомендации методического характера, направляющие работу учителя, показывающие, как работать по данной учебной книге.
Как видим, проблема эта крайне сложна и еще ждет своего решения. Нам представляется, что в содержание учебника иностранного языка должны входить упражнения правила, иллюстративный материал, приложение.
Упражнения. Подход к иностранному языку как к развитию различных видов речевой деятельности обусловил и требования к упражнениям: упражнения должны обеспечить овладение умениями в монологической (диалогической) устной речи, аудировании и чтении. Эти умения развиваются на основе навыков автоматизированного владения языковым материалом. В соответствии с принятым в данной работе подходом упражнения делятся на языковые, подготовительные к речи и речевые.
Характер упражнений зависит прежде всего от конкретной задачи, которая перед ними стоит. Так, для приобретения знаний и их контроля наиболее эффективны языковые упражнения; для овладения языковым материалом — подготовительные; для развития речи (устной и письменной) — речевые. Как правило, все языковые упражнения выполняются с опорой на зрительный образ, поэтому они должны быть помещены в учебник.
Подготовительные упражнения могут выполняться как с опорой на зрительную (графическую) наглядность, так и без нее. Подготовительные упражнения по освоению языкового материала, который необходимо найти и понять в процессе чтения, нуждаются в зрительной опоре, следовательно, должны быть помещены в учебник.
Подготовительные упражнения, которые призваны сформировать автоматизированные навыки владения языковым материалом для употребления в устной речи, должны выполняться устно, поскольку в дальнейшем этот материал будет включен в устную форму коммуникации. Однако среди разнообразных видов подготовительных упражнений, содержащих языковой материал для устной речи, могут встретиться и такие, которые требуют опоры на графику. Например: «Закончите предложения»; «Придумайте начало к данной части предложения»; «Придумайте предложения, логически связанные с данными»; «Составьте предложения по образцу» и др. В этом случае, если предлагаемые авторами исходные высказывания (или их части) сложны для запоминания, упражнения целесообразно поместить в учебник.