Пересмотр целей обучения в связи с переходом на новое содержание образования, выдвижение практической цели в качестве ведущей и усиленное внимание к развитию устной речи привели к отказу от чрезвычайного преувеличения значения работы над языковым материалом, которое на практике сводило на нет коммуникативную ценность данного учебного предмета. В связи с этим претерпели изменения внутреннее содержание перечисленных выше методов и их удельный вес на различных этапах обучения. Объяснительно-иллюстративный метод при старом содержании подразумевал презентацию отдельных слов и грамматических явлений; при измененном содержании образования он предполагает показ типовых фраз. Метод организации тренировки с целью репродуктивного овладения речевыми единицами предполагал конструирование предложений из слов в соответствии с определенными правилами, а также закрепление лексического и грамматического материала. В настоящих условиях учащиеся овладевают типовыми фразами в упражнениях, форма которых приближена к условиям реальной коммуникации.
Уточнение целей обучения, в частности направленность на практическое овладение языком, значительно расширило возможности использования методов организации продуктивной и рецептивной поисковой речевой деятельности. Так, для организации продуктивной поисковой речевой деятельности учащимся предлагаются различные ситуации для творческого высказывания. Ситуации могут быть сформулированы вербально и восприниматься на слух либо представлены с помощью визуальных средств наглядности (картины, диафильмы, кинофрагменты и т. п.). С целью организации продуктивной поисковой речевой деятельности в классе проводятся обсуждения и дискуссии о прочитанном, услышанном, увиденном. Рецептивная поисковая речевая деятельность осуществляется в процессе самостоятельного чтения учащихся, а также при восприятии речи на слух. Различные виды чтения — ознакомительное и изучающее — требуют различных видов самостоятельных работ.
Соотношение методов и роль каждого из них, как известно, зависят не только от целей и содержания, но и от этапа обучения. Так, роль объяснительно-иллюстративного метода на начальном этапе обучения в настоящее время сравнительно невелика, в самом же методе преобладает показ, учитель обращается к объяснению в том случае, если показ недостаточен для восприятия и понимания языкового материала. Правила, к которым прибегает учитель на данном этапе обучения, носят характер инструкций к выполнению того или иного действия. Особая роль отводится на этом этапе различного рода наглядности, техническим средствам обучения. Объяснительно-иллюстративный метод приобретает все большее значение по мере накопления языкового (лексического, грамматического) материала. На среднем и старшем этапах обучения одновременно с межъязыковой появляется и внутриязыковая интерференция. Поскольку количество часов, отводимых на изучение иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы, сокращается по сравнению со средней ступенью, необходимо прибегать к объяснению большого, количества сложных языковых явлений, с тем чтобы учащиеся, осознав их, могли переходить к тренировке и практике. Сознательная тренировка исключает механическое повторение и, по данным психологических исследований в области памяти, обеспечивает прочное запоминание при меньшей затрате времени. В рамках данного метода могут быть использованы различные приемы, которые зависят от стадии обучения, вида речевой деятельности, характера языкового материала.