При сопоставительном методе грамматические правила являются лишь средством, ускоряющим процесс обучения, дающим возможность сознательно использовать языковую -аналогию. Поэтому, во-первых, среди грамматических правил отбираются только те, которые распространяются на большое число слов. Во-вторых, сами правила сообщаются учащимся только в том случае, когда грамматические формы, образованные с помощью этих правил, могут быть использованы в речи учащихся или при чтении текста, т. е. когда эти правила могут быть проиллюстрированы на достаточном количестве лексического материала.
При сопоставительном методе устная речь играет важную роль в обучении иностранному языку, однако она должна развиваться параллельно и в связи с другими видами речевой деятельности — чтением и письмом. Основанием для этого служит тесное взаимодействие анализаторов (слуховых, зрительных и кинестетических), возможность более сознательного, а потому и более прочного усвоения изучаемого языкового материала, повышение интереса к изучению языка, связанное с большим разнообразием деятельности, в том числе деятельности творческого характера. Упражняясь в устной речи, учащийся накапливает звукомоторные образы, которые в равной степени нужны и для овладения умением читать. Обучаясь одновременно устной речи и чтению, учащийся воспринимает языковой материал в разных ситуациях и сочетаниях.
Представители сопоставительного метода считают, что всем видам речевой деятельности свойственны общие закономерности, но наряду с этим каждая деятельность обладает и своими особенностями и требует поэтому своего особого подхода. Общим для устной речи, чтения и письма является прежде всего некоторое количество языкового материала, который одинаково употребителен и в устной и в письменной речи. Этот минимум должен быть активным, т. е. его нужно усвоить репродуктивно. Общим для всех видов речевой деятельности является участие артикуляторного и слухового анализаторов, хотя они и играют в них различную роль. Однако каждой речевой деятельности свойственны и особенности, которые необходимо учитывать. Так, для говорения необходимо уметь точно воспроизводить нужные звуковые, а при письме — орфографические образы слов и словосочетаний. Между тем при чтении, как известно, это не обязательно, так как можно понять слово, и не прочтя в нем каждую букву. При восприятии речи на слух многие ошибки в произношении и грамматике не препятствуют пониманию слышимого. Избыточность языка позволяет опускать безударные гласные и конечные согласные, если они не наделены особым значением. Только письмо приучает к точному воспроизведению языкового материала, ибо, зная только приблизительно образ слова, его нельзя воспроизвести на письме. В этом преимущество письма перед другими видами речевой деятельности.
Говорение, как и письмо, заставляет активно работать память и мышление. Не правы те, кто полагает, что этот процесс происходит автоматически. Часть языкового материала, действительно, воспроизводится автоматически, без участия сознания, однако в акте говорения имеются и такие компоненты, для воспроизведения которых необходимо участие сознания. Это связано с тем, что выбор языкового материала диктуется ситуацией и говорящему в процессе речи нередко приходится решать, какую форму и какое слово выбрать, чтобы адекватно выразить свою мысль. Для этого требуется и припоминание возможных форм и слов, и решение связанных с этим мыслительных задач. Эта напряженная работа памяти и мышления, интенсивность которой увеличивается благодаря ограниченности во времени, очень способствует активному сохранению в памяти языкового материала и развитию мышления. В этом, в частности, заключается преимущество устной речи перед письмом, при котором учащийся располагает достаточным количеством времен ни для обдумывания своей мысли и где высказывание не связано с различными сопутствующими ему эмоциональными моментами.