Устные и письменные упражнения. При обучении языку большое значение имеет участие всех анализаторов: моторного, артикулярного, рукодвигательного, слухового и зрительного. Учебный материал усваивается тем прочнее, чем большее количество анализаторов участвует в процессе его запоминания. Рассмотрим с этой точки зрения отдельные виды речевой деятельности — говорение, чтение и письмо.
В устной речи участвуют два или три анализатора! при говорении — артикуляторный (ведущий, выполняющий данную функцию) и слуховой (контролирующий данное действие); при слушании — слуховой, артикуляторный и зрительный (в качестве дополнительного); в чтении— зрительный (ведущий), артикуляторный (сопутствующий), слуховой (контролирующий). В письме участвуют четыре анализатора: рукодвигательный (ведущий), зрительный (сопутствующий), артикуляторный и слуховой (контролирующие).
Из этой краткой физиологической характеристики можно сделать вывод, что каждому виду речевой деятельности соответствует свой ведущий анализатор, что речевая деятельность осуществляется при участии нескольких анализаторов, что письмо способствует развитию всех анализаторов и, наконец, что рукодвигательный анализатор участвует только в акте письма.
Если теперь учесть, что зрительная и моторная (рукодвигательная) память обычно развита лучше других видов памяти, то трудно переоценить ту роль, которую играет письмо при изучении иностранного языка. Поэтому вряд ли правы те методисты, которые все свое внимание концентрируют на устных упражнениях, пренебрегая письмом. Написанное запоминается лучше, чем услышанное, так как репродукция свидетельствует о более высокой по качеству памяти. Написанное облегчает запоминание сказанного, работу кратковременной памяти» Наконец, написанное легче поддается анализу, чем услышанное, и потому облегчает сознательное усвоение языкового материала. В качестве общего вывода из сказанного напрашивается один: устные упражнения не могут заменить письменных (как, конечно, и писменные —устных), а потому и те и другие должны использоваться у: с первых шагов обучения языку.
Упражнения вслух и про себя. С точки зрения восприятия речи (аудирование и чтение) и ее воспроизведения (говорение и письмо) между этими типами упражнений на первый взгляд нет различия (если пренебречь свернутостью внутренней речи, которая на иностранном языке в школьных условиях не характерна). Особенность упражнений вслух заключается в том, что слушание собственной речи позволяет глубже проникнуть в ее содержание. При чтении это сказывается в том, что, читая вслух, мы вынуждены интонировать читаемое, что не обязательно при чтении про себя. Если пользоваться терминологией В. А. Артемова, то про себя мы читаем предложения, а вслух произносим фразы. При говорении и письме воспроизведение вслух играет контролирующую роль, недаром часто говорят: «Эта фраза не звучит или плохо звучит». И конечно, упражнение в звуковых образах имеет огромное значение для усвоения языка.
Упражнения про себя особенно важны при чтении, так как позволяют быстрее читать, быстрее схватывать смысл, упреждать его. Это достигается тем, что читающий не отвлекается внешней артикуляцией читаемого текста.
Говорение и письмо, осуществляясь сначала во внутренней речи, вселяют в говорящего большую уверенность в правильном ее воспроизведении. Это своего рода проба: могу ли я сформулировать свою мысль, оформив ее надлежащим образом лексически и грамматически. Такая проба сил вполне возможна и в процессе говорения, так как внутренняя речь протекает гораздо быстрее внешней.
Вербальные упражнения и упражнения с применением различных видов наглядности. Всякое упражнение (языковое или речевое) должно быть, по возможности, построено в соответствии с принципом наглядности: внутренней, вербальной наглядности, т. е. контекста, и внешней или изобразительной наглядности (схема, таблица, рисунок, картина, кино).
Контекст целесообразен при объяснении лексического и грамматического материала. Различные изобразительные средства особенно эффективны на стадии усвоения материала, т. е. после его первичного осмысления. Использование изобразительной наглядности способствует возникновению дополнительных ассоциаций, облегчающих запоминание, воспроизведение и узнавание изучаемого материала.