Цели выполнения упражнений. Языковые упражнения могут быть контекстными и неконтекстными. Они подразделяются на фонетические, грамматические и лексические.
Как правило, произношение осваивается учащимися в процессе работы над лексикой, грамматикой, типовыми фразами. Лишь в отдельных случаях бывает необходима специальная тренировка в произношении особо сложных изолированных звуков.
Грамматические упражнения могут быть контекстными и неконтекстными. Для усвоения различных форм склонения, спряжения, рядов аблаута, образования степеней сравнения контекст не нужен, ибо он не помогает лучше осознать те морфологические изменения, которые присущи немецкому, английскому или французскому имени или глаголу. Однако контекст нужен, чтобы понять место сказуемого, подлежащего и второстепенных членов в предложении. И не только потому, что сообщаемые правила построения предложения будут более наглядными и потому более доходчивыми, но и потому, что порядок слов может изменяться в зависимости от значения отдельных членов предложения. Например, порядок второстепенных членов предложения диктуется их значением; место подлежащего в придаточном предложении зависит от того, чем оно выражено.
Контекст необходим в тех случаях, когда нужно усвоить функции отдельных глагольных форм, различие л использовании определенного и неопределенного артиклей, местоимений man и es (il и on), зависимость употребления одних форм от других.
К неконтекстным относятся все словообразовательные упражнения. Для усвоения связи управления необходим минимальный контекст в виде словосочетаний, в которых значение слова связано с управлением, например; Kommen zu j-m и kommen um etwas и т. п. Значение подавляющего числа слов можно усваивать только в контексте словосочетания или предложения. Это связано с тем, что, как правило, каждое слово многозначно, и, называя слово, необходимо уточнить, какое из его значений имеется в виду в данном случае. Уточнив значение слова, можно усвоить частично и его употребление, подобрав соответствующие контексты, но не обязательно ситуации.
Речевые упражнения всегда контекстные, причем необходим определенный контекст, обусловленный не менее определенной ситуацией. Речевые упражнения, связанные с языковыми явлениями, обязательны во всех тех случаях, когда у говорящего есть выбор в употреблении той или иной интонации, грамматической формы или конструкции, того или иного слова или фразеологического оборота. При чтении этот выбор уже сделан автором текста. В устной речи и при письме это надлежит сделать] тому, кто хочет выразить свою мысль на иностранном языке. Если нужно узнать, где кто-либо находится, то эту мысль можно выразить, спросив: Wo ist ег? Здесь употребление ist, интонация и фразовое ударение диктуются не ситуацией, а правилами языка — в немецком в отличие от русского фразовое ударение падает на ist, а не на wo — где, как в русском. Если же ту же мысль выразить, сообщив ей какие-либо эмоции, то для этого нужно иметь соответствующую ситуацию, оправдывающую иной способ выражения. Например, если кто-то кому-либо очень нужен и он с нетерпением ждет его, то он может выразить это с помощью фразы Wo steckt er?
Речевые упражнения всегда не только контекстны, но и ситуативны и должны обязательно использоваться для ; усвоения синонимичных форм и форм, близких по значению, т. е. когда одну и ту же мысль можно выразить i по-разному и способ ее выражения зависит от конкретной ситуации.
Контекст и ситуация в силу их наглядности облегчают запоминание, а потому к ним стоит прибегать во | всех случаях, когда запоминание того или иного языкового явления встречает затруднения, особенно когда его легко смешать с похожим. Кроме того, всякая языковая форма и конструкция, всякое слово лучше запоминаются, если они встретятся в различных контекстах и ситуациях. 11оэтому после их первичного закрепления целесообразно предлагать учащимся речевые ситуативные упражнения.