Принцип систематичности должен учитывать не только все разделы языка в определенной взаимосвязи, но и все умения и навыки, где последовательность должна проявляться и в содержательной и в формальной (языковой) стороне речи.
Принцип доступности, или посильности. При обучении иностранному языку в средней школе почти не встречается никаких новых для учащегося понятий, не известных ему из родного языка, поэтому соблюдение принципа доступности, или посильности, относится в основном к развитию умений и навыков. При развитии умений и навыков устной и письменной речи доступность, или посильность, зависит от количества языкового материала и степени сложности предлагаемого учащимся задания, а также времени, предусмотренного на его выполнение.
Что касается дозировки языкового материала, то здесь нет еще достаточно достоверных экспериментальных данных, которыми можно было бы руководствоваться. В последнее время в советской методике высказывалось мнение о том, что в тех текстах, где содержится новая лексика, не должно быть новых грамматических явлений, и наоборот. Английский методист М. Уэст считает, что для беспереводного понимания текста нужно, чтобы на одно незнакомое слово приходилось пятьдесят знакомых.
Нет еще достаточно достоверных научных данных и о посильности предлагаемых учащимся упражнений. Нет данных о времени, фактически затрачиваемом учащимися на выполнение домашних заданий, отсутствует и мера сложности предлагаемого задания, что связано в большой степени с неумением расчленить более сложное явление на его составляющие. Так, одно из очень популярных упражнений в устной речи — пересказ текста — может быть и очень сложным и непосильным для учащегося, если оно не расчленено на компоненты, из которых оно состоит (сокращение, расширение текста и перифраз), и относительно легким, если оно подготовлено предшествующей работой.
В настоящее время, кроме некоторых соображений, которые были высказаны выше, применение принципа доступности, или посильности, регламентируется эмпирическим путем и решается учителем, сообразуясь с опытом и знанием учащихся.
Принцип прочности. Использование этого принципа в большой степени связано с тем, какие психологические воззрения положены в основу предлагаемой методической системы. В тех методических системах, в которых при усвоении языкового материала и развитии умений и навыков ведущая роль отводится памяти как чисто ассоциативному механизму и усвоению целостной структуры без анализа ее отдельных элементов, прочность (усвоения) связывается главным образом с частотой повторения (прямые и непрямые методы). При этом повторение в целях закрепления может носить как пассивный, так и активный характер. Если повторение осуществляется в виде вторичного восприятия того, что должно быть усвоено, то такое повторение является пассивным (например, приемы работы, рекомендуемые во время так называемого инкубационного периода Г. Пальмером). Если же повторение сопровождается воспроизведением, то оно является активным и носит более действенный характер (Р. Ладо, П. Риван).
В тех методических системах, где при закреплении языкового материала и развитии умений и навыков ведущая роль принадлежит мышлению в тесной связи с мнемическими процессами (сознательно-сопоставительные и некоторые смешанные методы), прочность усвоения обусловлена следующими факторами: соблюдением всех перечисленных выше дидактических принципов и особенно сознательным восприятием языкового материала, разносторонней системой упражнений, активным, повторением изученного материала в ином сочетании и в различных ситуациях, сочетанием классной работы с домашней и систематической проверкой приобретенных знаний в процессе развития умений и навыков.
Все эти требования реализуются в предлагаемой учащимся системе упражнений. Система упражнений должна учитывать цель усвоения, подлежащий изучению материал и способы его усвоения. Упражнения подразделяются на типы и виды. Последние являются разновидностью первых, т. е. входят в состав более общего понятия — типа (соотносятся друг с другом как видовые и родовые понятия).