Цели занятия подлежат распределению на подцели или задачи, соотносимые с отдельными отрезками занятия — его звеньями. Исходя из педагогического замысла отдельно взятого занятия, определяются задачи каждого его звена. В зависимости от характера трудностей формируемых навыков или умений и этапа обучения эти задачи различаются по своей сложности и по характеру опоры и образцов. Можно наметить некоторую градацию задач, реализуемых в отдельных звеньях занятий.
Таким образом, говоря о целях занятий, мы имеем в виду целенаправленную взаимосвязь занятий в пределах цепочки и целенаправленную взаимосвязь отдельных звеньев в пределах отдельно взятого занятия.
Такой подход к определению целей занятий и взаимосвязи их частей подводит нас к вопросу о выделении структурной единицы занятия. Вопрос о структурных единицах занятий по иностранному языку особенно важен потому, что элементы традиционной структуры занятия (этапы урока) по своим характеристикам не сообразуются с чертами современного педагогического процесса по данному предмету. Традиционная структура урока характеризовалась жестким закреплением одной какой-либо дидактической функции за относительно длительным отрезком урока (объяснение языкового материала, его закрепление, повторение, опрос и т. д.). Такая схема отвечала больше задаче сообщения и закрепления иноязычного материала, чем задаче овладения иностранным языком как средством общения, поскольку она не обеспечивала одновременного овладения иноязычными средствами и деятельностью общения на иностранном языке. Кроме того, как справедливо отмечается в методической литературе, такая жесткая схема урока не могла не привести к шаблонному его построению, сковывающему творчество учителя. Однако стремление учителей противопоставить этой жесткой схеме урок с большим разнообразием интересных упражнений и приемов работы приводит порой к тому, что на занятии отсутствует органическая связь между отдельными его частями, что также не обеспечивает стройности и логичности, а следовательно, и эффективности педагогического процесса. Между тем уроки могут быть разными по своей структуре и в то же время отличаться целенаправленностью, логичностью и стройностью. Поскольку структура занятия не может быть случайной, важно выявить его структурные характеристики, что, в свою очередь, требует уточнения его структурных единиц.
Изучение практики показывает, что учителя постепенно отходят от традиционных этапов урока. В современном уроке один этап не отделяется искусственно от другого, а объяснение, например, языкового материала переплетается с его усвоением в пределах одной или нескольких связанных фраз. Сложилась определенная структура урока, довольно гибкая и вариативная, в которой один вид работы плавно и обоснованно переходит в другой. В уроке можно выделить начало, организующее учащихся и являющееся своеобразной речевой зарядкой, в которой развивается коллективная беседа класса с дежурным, групповая беседа отдельных учеников по какой-либо заданной учителем ситуации. Основная часть урока между начальным и завершающим этапами состоит из выполнения подготовительных и речевых упражнений. Новый материал усваивается в органической связи со старым. Это позволяет говорить о такой структуре урока, в которой некоторые ее элементы, или части, являются относительно константными во времени, а другие элементы в зависимости от характера языкового материала и речевой задачи — переменными. Анализ опыта передовых учителей показывает, что части урока объединяются не только структурой учебного материала, но и смысловым содержанием замятия, обеспечивающим в значительной мере коммуникативную обстановку на уроке. Каждая часть урока при этом завершается относительно самостоятельным актом речи.
Таким образом, структурной единицей занятия по иностранному языку является звено занятия — один из взаимосвязанных отрезков пути к цели и задаче всего занятия. Оно включает: конкретную частную задачу, конкретный языковой материал (новый или уже усвоенный, либо сочетание нового и усвоенного материала учащимися), действия учителя и действия учащихся применительно к смысловой канве звена. При таком составе компонентов звено получает обычно завершение в виде самостоятельного речевого акта учащихся или речевого поступка применительно к микроситуации либо к развернутому контексту ситуации или темы.