Ближняя мотивация крайне важна на занятиях, направленных на оперирование языковым материалом. Она создается в первую очередь ощущением успеха при выполнении упражнений. Этому способствуют задачи, включающие тренировочную работу в русло речевой деятельности применительно к микроситуациям общения; постепенное усложнение речевой задачи при одном и том же языковом материале; постепенное усложнение речевой задачи при сочетании нового языкового материала с уже известным; постановка задач, ведущих к обобщению изученного материала.
Мотивационное воздействие указанных выше задач состоит в том, что постепенное накопление запаса языкового материала и речевого опыта убеждает учащихся в целесообразности каждого шага их учебной деятельности, позволяет им видеть свои достижения. Положительные мотивы подобного рода вызывают такие формы организации занятий, как игры-соревнования, выполнение упражнений на скорость (особенно на младшем этапе обучения), а также задания, которые, стимулируя речевую деятельность, требуют личностного отношения учащегося к прочитанному или прослушанному, содействуют получению интересной и полезной информации. Степень мотивирующего воздействия задач зависит от того, насколько коммуникативна их формулировка.
Таким образом, характер задач способствует тому, что речевая деятельность учащихся на уроке мотивируется не только самой учебной процедурой, но и созданием управляемой ситуации общения.
Определение и постановка задач занятий связаны также с выбором (форм организации взаимодействия самих учащихся на уроке — в ходе фронтальной, коллективной, групповой, парной или индивидуальной работы. Изучение мотивации учения на уроках иностранного языка показало эффективность создания ситуации выбора задачи самими учащимися, а также выбора формы ее выполнения.
Выделение задач занятий тесно связывается, таким образом, с определением характера взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. Определение характера этого взаимодействия является одновременно условием и целью при организации занятий.
Рассмотрение мотивации учения на уроках иностранного языка подтверждает, что выделение целей и задач занятий сочетается с определением (в общих чертах) путей их реализации. Необходимость постепенного усложнения целей и задач при ориентации на нарастание самостоятельности учащихся обусловлена основным свойством педагогического процесса — его динамичностью.
Поскольку на современном этапе в школьной методике стержнем, вокруг которого группируются навыки и умения, является тема для устной речи, то естественно, что цепочка занятий, предусматривающих формирование навыков и развитие умений по данной теме, обладает большей завершенностью, чем отдельное занятие в этой цепочке. Поэтому определение задач каждого занятия возможно лишь с учетом педагогического замысла желаемого конечного результата всей цепочки занятий.
Тщательный анализ материала параграфа урока, который положен в основу построения цепочки занятий, с учетом указанных релевантных факторов позволяет установить примерный уровень речевых умений, который предполагается достигнуть к завершению данной цепочки занятий.
Ориентируясь на предполагаемый результат всей цепочки занятий, можно распределить учебный материал по отдельным занятиям и наметить цели и задачи каждого из них. Это в первую очередь практические цели. Они относятся к видам речевой деятельности, к количественным и качественным показателям речи учащихся, которые учитель намечает с учетом уровня подготовки класса, к виду языкового материала, которым надлежит оперировать учащимся. Важно сформулировать основную практическую цель занятия в единстве с основным способом ее достижения, например: введение и закрепление лексики в речевых образцах; активизация конкретного количества лексического или грамматического материала в устной речи; обучение диалогической речи на материале параграфа (урока) с помощью образцов диалогического высказывания; обучение диалогической речи путем драматизации текста; обучение монологическому высказыванию с помощью пересказа текста; обучение монологической речи путем рассказа или предъявления опор в виде плана, ключевых слов или с помощью инструкции по планированию сообщения и группировки лексических единиц к каждому пункту плана; обучение чтению без словаря с помощью предтекстовых вопросов, направляющих на поиск информации; обучение чтению с помощью словаря или с использованием догадки о значениях незнакомых слов.