Педагогика рассматривает урок как звено целостного учебного процесса, которое служит не только обучению, но и воспитанию. Развитие методической науки, изменения в воззрениях на сущность, педагогического процесса определяют постоянный интерес учителей и методистов к совершенствованию урока. Анализ методической литературы и обобщение опыта передовых учителей иностранного языка показывают, что вопросы урока как организационной формы педагогического процесса рассматриваются обычно вместе со многими вопросами методики и организации системы занятий по иностранному языку в целом. Это обусловлено тем, что урок, как уже говорилось, реализует определенную концепцию процесса обучения, методические взгляды, цели и содержание обучения на каждом конкретном этапе развития школы.
На построение каждого занятия в первую очередь влияют задачи. Поэтому необходимо разобрать задачи занятий, соотнеся их с многогранными и многоуровневыми целями и содержанием обучения иностранным языкам на конкретном этапе обучения. Построение отдельного занятия не может быть рассмотрено вне его связи с другими, а также вне зависимости от его структурного типа. Различные типы занятий отличаются по своему построению. Поэтому встает вопрос о типологии занятий по иностранному языку. При рассмотрении круга вопросов, связанных с занятиями по иностранному языку, исходной являлась методическая концепция, согласно которой в учебном процессе в диалектическом единстве взаимодействуют цели и содержание образования, методы и приемы обучения, мотивы учения, степень самостоятельности учащихся в учебном труде, обусловленная характером взаимодействия учителя и учащихся на занятии, исходя из теории деятельности, разработанной советскими психологами, и данных современной теории управления.
Хотя урок-занятие является общепризнанной основной формой организации педагогического процесса, в само понятие «организация урока» методистами вкладывается разное содержание. Поскольку современная наука рассматривает педагогический процесс как некую систему управления, для нас представляет несомненный интерес трактовка понятия «организация» в практике управления. Применительно к проблеме занятий важно в первую очередь понимание организации как процесса.
Организация предполагает взаимодействие двух сторон: управленческой и исполнительской; в нашем случае это — взаимодействие учителя и учащихся. Управление, как известно, в конечном счете реализуется деятельностью исполнительской стороны (в организации педагогического процесса это деятельность учащихся). Поэтому нужен такой механизм управления, который помог бы, повысить эффективность усилий организующей стороны, т. е. учителя, при активности всех участников исполнительской стороны, т. е. учащихся. Следовательно, при правильной организации занятий необходимо учитывать взаимодействие обучающей и обучаемой сторон, а значит, рассматривать деятельность под углом зрения обучающего и обучаемого, учитывать трудности и возможности учащихся в овладении учебным материалом и решении учебных задач, мотивационный фактор, степень активности и самостоятельности учащихся в их учебной деятельности. Таким образом, под организацией занятия понимается характер взаимодействия обучающего и обучаемых, который обусловливает развитие самостоятельности и активности учащихся в овладении и использовании средств иностранного языка в деятельности общения. Особую роль играет фактор самостоятельности в связи со спецификой предмета «иностранный язык», основной целью которого является обучение коммуникативной деятельности. Физиологические и психолингвистические особенности языка, который является средством общения, предполагают самостоятельность участников процесса общения.