В дидактической литературе отмечается, что самостоятельность учащихся развивается посредством самостоятельной работы. Вместе с тем для методики важно различение понятий самостоятельности и самостоятельной работы. Под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя .
Под самостоятельностью понимается, с одной стороны, свойство личности, которое характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков, а с другой — соотношение к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, т. е. имеется в виду процессуальный аспект. В основе самостоятельности лежат умения и навыки логической работы с учебным материалом. Если понятие «самостоятельная работа» применительно к иностранным языкам не вызывает сомнений, то понятие «самостоятельность» требует некоторых разъяснений. Так, самостоятельность при изучении иностранных языков может проявляться в сопоставлении языковых средств внутри изучаемого языка, а также с родным языком, умении вносить элементы обобщения и систематизации, умении составить план собственного высказывания и комбинировать языковые средства, умении выделить в процессе чтения основные факты и др. Самостоятельность представляет собой динамическую категорию и развивается постепенно в процессе овладения учащимися осознанными способами действия по накоплению, комбинированию, обобщению и использованию иноязычного учебного материала в речевой деятельности.
Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности зависит от того, насколько учащимся ясна цель выполнения учебного задания, заданы ли языковые средства, необходимые для его выполнения, или же учащиеся должны их сами мобилизовать, содержится ли образец для действия по аналогии, дается ли инструкция или предписание относительно состава и последовательности действий, является ли инструкция подробной (пошаговой) или обобщенной. Генеральная линия развития самостоятельности учащихся заключается в уменьшении помощи учителя и опоры на заданные языковые средства и образец для действий по аналогии, в сокращении указаний на состав и последовательность действий.
Разные уровни самостоятельности соотносятся с разными целями и содержанием занятий разного типа. Так, для одних занятий характерна большая степень самостоятельности, как, например, для уроков, направленных на самостоятельный поиск и передачу информации из прочитанного или прослушанного; для других — такой уровень самостоятельности, в котором сочетается деятельность воспроизводящего характера и деятельность по преобразованию (частичному) заданных образцов.
Таким образом, уровень самостоятельности и основные приемы для ее развития, применяемые учителем, соответственно, характер взаимодействия деятельности учителя и учащихся по овладению иноязычными средствами и речевыми умениями определяют и различия в занятиях. Практически это находит отражение в процессе планирования системы занятий и отдельно взятого занятия. Системой занятий принято называть цепочку занятий, которая соотносится с конкретным параграфом (уроком) учебника и объединяется тематикой, языковым материалом и конкретными задачами в достижении нового уровня речевых умений.
Основные свойства цепочки занятий — целостность и логическая завершенность. Целостность предполагает строгое единство целей и задач всех занятий данной цепочки и обеспечивается единством практических, образовательных и воспитательных целей обучения иностранному языку.