В структуре замятия можно выделить постоянные и переменные звенья. К постоянным относятся: начало урока, способствующее переключению учащихся на восприятие иноязычного материала, на речевую деятельность на иностранном языке; звено тренировки и практики в использовании какой-то части языкового материала применительно к ситуации или теме в узком контексте; звено речевой практики, составляющее основу занятия; завершающее звено, подытоживающее и отражающее достигнутое на уроке. К переменным можно отнести: фрагменты введения нового языкового материала; фрагменты объяснения и систематизации пройденного.
Имея в виду различный характер учебных задач и, соответственно, структурных единиц занятий, необходимо остановиться на особом звене урока — домашнем задании. Вопрос о домашнем задании еще недостаточно разработан в методической литературе по иностранным языкам. Домашним заданиям свойственны функции закрепления пройденного на уроке и функции развития в углубления знаний, умений и навыков, а также развития познавательной активности, самостоятельности, творческих умений. Но не каждое домашнее задание выполняет эти функции. Анализ учебников по иностранным языкам и регулируемой ими практики обучения в школе показывает, что большая часть домашних заданий направлена на повторение и упорядочение знаний и навыков, формируемых на уроке. Это положение вытекает, с одной стороны, из специфики самого предмета, с другой стороны, из устоявшейся в дидактической науке точки зрения на дидактическое назначение домашнего задания и его подчиненное положение по отношению к уроку. Та часть домашних заданий, которая направлена на совершенствование умений в речевой деятельности, полностью отвечает специфике учебного предмета. К сожалению, она ограничивается в большинстве случаев либо заданиями по чтению текста, либо заданиями в устной речи на уровне воспроизведения того, что имело место на уроке.
Встречаются также задания, направленные на самостоятельную переработку информации и активную познавательную деятельность учащегося. Эти задания не подчинены непосредственно уроку и не являются его продолжением, они имеют относительно независимый характер. Итак, домашнее задание является формой организации самостоятельной работы учащихся без участия учителя, и вместе с тем оно подконтрольно учителю.
По степени самостоятельности учащихся можно выделить в звеньях занятий следующие задачи, направленные на: подражание образцу, заданному извне (они характерны для начального этапа, когда запас языкового материала и опыта учащихся еще очень невелик); самостоятельное выполнение в пределах заданного извне образца; самостоятельное дополнение образца, заданного извне. Более сложную группу задач составляют такие, которые предполагают действия учащихся без опоры на образец, заданный извне. Эта группа задач требует высокой степени самостоятельности в планировании и отборе материала, его организации применительно к заданной ситуации, мобилизации знаний для смыслового наполнения своего сообщения и т. п.
Переход от одной группы задач к другой связан с их постепенным усложнением. Это усложнение сочетается с нарастанием самостоятельности учащихся.
В вопросе о типологии занятий в методической литературе имеются существенные разногласия. Так, одни авторы определяют тип занятия по его цели, другие — по цели и содержанию, третьи — по цели и теме. В «Общей методике» выделяются два типа уроков: «...уроки, целью которых является развитие устной речи и чтения на базе сформированных ранее умений и навыков пользования языковым материалом (чисто речевой тип), и уроки, целью которых является формирование умений и навыков пользования определенным языковым материалом» (речевой комбинированный тип). Такой подход к типологии уроков соответствует современному пониманию сущности обучения иностранному языку — обучению речевой деятельности на основе овладения языковыми средствами в процессе речевого общения.