К средствам, при помощи которых осуществляется обучение (или самообучение) иностранному языку, относятся: учитель или преподаватель (отсутствует в системах самообучения); ученик и учебные пособия — текстовые и звуковые; технические средства обучения (ТСО).
Наличие ТСО является желательным в системах обучения языку и обязательным при самообучении устным видам коммуникативной деятельности.
Учитель иностранного языка, помимо общей воспитательно-педагогической подготовки, должен обладать следующими профессиональными данными:
1. Владеть главными видами коммуникативной деятельности на иностранном языке на уровне, по многим показателям приближающемся к уровню социальной достаточности; соответственно, в должной степени владеть вторичными ВКД, не будучи, конечно, профессиональным переводчиком или чтецом.
2. Владеть наиболее рациональными приемами обучения коммуникативной деятельности на иностранном языке для данного родного языка и возраста учащихся, включая использование ТСО.
3. Иметь достаточные знания по общей теории языковой коммуникации, теории иностранного языка и родного языка учащихся, а также о стране и народе — носителе изучаемого языка.
К сожалению, нельзя сказать, что большинство учителей и преподавателей иностранных языков в настоящее время удовлетворяют этим требованиям, скорее наоборот. Причина недостаточной подготовленности многих учителей иностранных языков заложена в основном в дефектной постановке обучения в специальных языковых высших учебных заведениях, страдающей теоретизированием и плохой организацией практических курсов языковой коммуникации, для которых до сих пор не существует ни удовлетворительных программ, ни адекватных учебников. Неудовлетворительно поставлены и курсы методики, страдающие чрезмерной абстрактностью. Курс практической методики должен вооружить будущего учителя наиболее эффективными приемами обучения всем главным типам языковых явлений и даже конкретным явлениям (например, отдельным знакообразовательным моделям), с учетом родного языка обучаемого, в главных видах коммуникативной деятельности. В области теоретико-лингвистической подготовки следует отметить недостаточные знания по теории родного языка учащихся, значение которой нередко недооценивается.
Очевидно, что проблема обучения языкам должна решаться одновременно во всех ее аспектах и что существенное улучшение школьного преподавания иностранных языков требует одновременного усовершенствования обучения в специальных педагогических институтах, причем основная линия модернизации обучения языкам в разных учебных заведениях одна и та же — приведение обучения в соответствие с закономерностями языковой коммуникации.
Нелишне будет подчеркнуть, что познания в области общего языкознания, теории иностранного и родного языка нужны учителю не для передачи их учащимся и не для того, чтобы «уметь отвечать на вопросы учащихся», как наивно полагают некоторые методисты, а прежде всего для рациональной организации учебного процесса. Даже при наличии совершенного учебника, который будет содержать все необходимые материалы для аудиторной и самостоятельной работы учащихся, включая наглядные пособия разного рода, и в котором будут даны методические указания по всем аспектам занятий, для учителя остается достаточное поле самостоятельных действий, хотя бы по организации индивидуальных занятий отстающих или наиболее способных учеников.