Средства обучения иностранному языку.

К средствам, при помощи которых осуществляется обучение (или самообучение) иностранному языку, относятся: учитель или преподаватель (отсутствует в системах самообучения); ученик и учебные пособия — текстовые и звуковые; технические средства обучения (ТСО).

Наличие ТСО является желательным в системах обучения языку и обязательным при самообучении устным видам коммуникативной деятельности.

Учитель иностранного языка, помимо общей воспитательно-педагогической подготовки, должен обладать следующими профессиональными данными:

1. Владеть главными видами коммуникативной деятельности на иностранном языке на уровне, по многим показателям приближающемся к уровню социальной достаточности; соответственно, в должной степени владеть вторичными ВКД, не будучи, конечно, профессиональным переводчиком или чтецом.

2. Владеть наиболее рациональными приемами обучения коммуникативной деятельности на иностранном языке для данного родного языка и возраста учащихся, включая использование ТСО.

3. Иметь достаточные знания по общей теории языковой коммуникации, теории иностранного языка и родного языка учащихся, а также о стране и народе — носителе изучаемого языка.

К сожалению, нельзя сказать, что большинство учителей и преподавателей иностранных языков в настоящее время удовлетворяют этим требованиям, скорее наоборот. Причина недостаточной подготовленности многих учителей иностранных языков заложена в основном в дефектной постановке обучения в специальных языковых высших учебных заведениях, страдающей теоретизированием и плохой организацией практических курсов языковой коммуникации, для которых до сих пор не существует ни удовлетворительных программ, ни адекватных учебников. Неудовлетворительно поставлены и курсы методики, страдающие чрезмерной абстрактностью. Курс практической методики должен вооружить будущего учителя наиболее эффективными приемами обучения всем главным типам языковых явлений и даже конкретным явлениям (например, отдельным знакообразовательным моделям), с учетом родного языка обучаемого, в главных видах коммуникативной деятельности. В области теоретико-лингвистической подготовки следует отметить недостаточные знания по теории родного языка учащихся, значение которой нередко недооценивается.

Очевидно, что проблема обучения языкам должна решаться одновременно во всех ее аспектах и что существенное улучшение школьного преподавания иностранных языков требует одновременного усовершенствования обучения в специальных педагогических институтах, причем основная линия модернизации обучения языкам в разных учебных заведениях одна и та же — приведение обучения в соответствие с закономерностями языковой коммуникации.

Нелишне будет подчеркнуть, что познания в области общего языкознания, теории иностранного и родного языка нужны учителю не для передачи их учащимся и не для того, чтобы «уметь отвечать на вопросы учащихся», как наивно полагают некоторые методисты, а прежде всего для рациональной организации учебного процесса. Даже при наличии совершенного учебника, который будет содержать все необходимые материалы для аудиторной и самостоятельной работы учащихся, включая наглядные пособия разного рода, и в котором будут даны методические указания по всем аспектам занятий, для учителя остается достаточное поле самостоятельных действий, хотя бы по организации индивидуальных занятий отстающих или наиболее способных учеников.

Э. Шубин

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard