Технические средства обучения. Как уже отмечалось выше, использование технических средств является важным элементом обучения иностранным языкам. Однако беспорядочные попытки применения ТСО в обучении языкам, имевшие место на протяжении последних 10-15 лет, сыграли даже некоторую отрицательную роль, ибо они отвлекли внимание методистов от гораздо более актуальной задачи — создания рациональных научно обоснованных учебников. Здесь проявилось общее увлечение машинизацией и программированием обучения, но было упущено из виду чрезвычайно важное обстоятельство: в других отраслях педагогики речь идет о машинизации и программировании обучения знаниям (по таким дисциплинам, как математика, физика, сопротивление материалов и др.), тогда как в нашем случае необходимо обучить деятельности и притом крайне сложной. Вторая задача неизмеримо сложнее первой, и можно с уверенностью сказать, что при современном состоянии наших знаний о механизме языковой коммуникации машинизация и полное программирование обучения коммуникативной деятельности вообще неосуществимы. Разумеется, не случайно, что появившиеся за последние годы «программированные» учебники иностранных языков являются в основном учебниками теоретических языковых дисциплин (в первую очередь грамматики), а не руководствами по коммуникативной деятельности, каковым должен быть любой учебник иностранного языка. Такой же характер имели почти все попытки применения к обучению языкам так называемых «обучающих машин».
Сейчас может идти речь только о внедрении в обучение языкам элементов программирования, причем важно иметь в виду, что программирование вовсе не обязательно связано с применением ТСО, и в частности «обучающих машин»: так, для самообучения чтению про себя может быть создан текстовой самоучитель в виде обычной книги. Для разработки и массового распространения обучающих машин по устной и письменной коммуникации необходимы крупные научно-технические продвижения в двух направлениях: выяснение всех деталей механизма языковой коммуникации на изучаемом и родном языках и создание компактных и дешевых машин, способных к рецепции человеческой речи и оценке ее правильности. А для этого потребуется весьма длительный срок» в течение которого, возможно, отпадет или станет менее актуальной и сама проблема обучения иностранным языкам, ибо рано или поздно человечество, конечно, сотрет барьеры многоязычия.
В настоящее время и в ближайшем будущем существенную роль в обучении языкам могут выполнять следующие виды ТСО: магнитофон (в сочетании с разного рода вспомогательными устройствами для централизованной подачи программ, контроля и т. п.), диапроектор и кинопроектор. Необходимо, однако, еще раз подчеркнуть, что вне научно организованной системы обучения, включающей рациональные программы и учебники, применение этих технических средств не может дать заметного повышения эффективности обучения. Именно этим объясняется тот неожиданный для многих факт, что появление и широкое распространение магнитофона, который мог бы произвести настоящую революцию в обучении и самообучении иностранным языкам, до сих пор не имело заметного влияния на эффективность обучения. Этот факт, естественно, вызвал разочарование многих педагогов в технических средствах, для чего, конечно, нет никаких оснований. Любая аппаратура — это лишь средство применения научно обоснованного учебного языкового материала в виде рациональной системы упражнений; при отсутствии таковой использование техники даст не больший эффект, чем автоматизированная сеялка при наличии плохих семян. С другой стороны, хороший учебник при грамотном преподавателе обеспечит удовлетворительные результаты школьного обучения и без технических средств.