Большая часть наглядных пособий также является приложением к учебнику.
Внутренняя структура учебника во многом определяется принятой структурой обучения, программными целями обучения, а также удобством пользования учебником. Наибольшие трудности представляет компоновка учебного материала по отдельным ВКД и их группам, которая может выполняться в разных вариантах.
Для некоторых систем обучения, например для языковых и неязыковых высших учебных заведений, целесообразным будет раздельное оформление частей учебника, посвященных обучению устным и письменным ВКД, или, иначе говоря, разделение учебника на «учебник устной речи» (преимущественно звуковой) и «учебник чтения — письма» (преимущественно текстовой). Первый будет иметь текстовое приложение, а второй — звуковое.
Учебник для средней школы едва ли целесообразно расчленять по такому принципу в силу, во-первых, более интегральной структуры школьного обучения языку, во-вторых, вследствие ограниченных возможностей применения звукотехники в условиях школы. Однако записанный на пленку учебный материал должен рассматриваться не как факультативное приложение к учебнику, а как его органическая часть.
В основу структурного членения учебника кладется тематический принцип. Главной структурной единицей учебника является секция, охватывающая проработку одной темы на данном этапе обучения (позднее та же тема может подвергнуться более широкой и углубленной коммуникативной трактовке в другой секции). Секция может делиться на подсекции в соответствии с возможным подразделением темы на подтемы. Каждая секция должна иметь четкую коммуникативную учебную задачу по отработке определенных знаков и моделей в определенных ВКД.
Материал, усваиваемый в слушании и говорении, подается вначале в виде фрагментов диалогов и кратких высказываний. Далее следуют тренировочные упражнения и в заключение — связный диалог, используемый как база для синтетических упражнений. Весь этот материал должен быть представлен как в тексте, так и в звукозаписи. Материал, прорабатываемый только в слушании, но не в говорении, дается также в звуке и в тексте и снабжается соответствующими пометами.
Материал для чтения про себя по той же теме дается в тексте и, как правило, содержит также знаки и модели, звуковые эквиваленты которых еще не введены в говорении. Часть этого материала дана в звукозаписи.
Материал для письма является частью материала, ранее усвоенного в чтении, а отчасти также и в говорении. Усвоение этого материала обеспечивается серией упражнений.
Секция заканчивается контрольными упражнениями.
В пределах секции содержатся наглядные пособия или указания на них, списки знаков и моделей (а в начальной стадии — и элементов), подлежащих усвоению в определенных ВКД (включая модели, подвергаемые повторной проработке), описания и комментарии. Материал и упражнения, подлежащие самостоятельной отработке, снабжаются пометами.
Секция учебника, как правило, охватывает несколько школьных уроков (аудиторных, занятий).
В заключение перечислим некоторые дополнительные требования, которым должен удовлетворять школьный учебник иностранного языка:
1. Необходимо соблюдать оптимальную дозировку нового языкового материала и повторяемость старого. Эта дозировка должна быть установлена экспериментально для разных стадий обучения.
2. Работа над всеми видами коммуникативной деятельности должна вестись на протяжении всего учебника, хотя соотношение между ними будет изменяться.
3. Весь языковой материал учебника должен по содержанию быть интересным для школьника соответствующего возраста, а также по возможности иметь воспитательную и общеобразовательную ценность.
4. Оформление учебника должно быть привлекательным.