При наличии адекватного учебника технические средства могут найти следующее учебное применение.
Диа- и кинофильмы используются для имитации коммуникативных ситуаций, введения отдельных языковых явлений, а также для сообщения сведений о стране и народе изучаемого языка. Пособия первого и второго рода могут иметь различное учебное назначение, будучи предназначены для отработки строго отобранных явлений и групп явлений (элементов, знаков, моделей) в определенных видах коммуникативной деятельности. Эти пособия должны быть органической частью обучения (в учебнике они будут входить в состав отдельных секций) и представляют собой по сути дела лишь иллюстрированные упражнения. Значительная часть учебных диа- и кинофильмов должна быть рассчитана на активное взаимодействие с аудиторией (классом). При отсутствии специальных учебных диа- и кинофильмов можно использовать существующие диафильмы для детей и подростков, а также учебные короткометражные кинофильмы по другим школьным дисциплинам, имеющиеся в большом ассортименте в любой школе. Задачей учителя в этом случае будет озвучивание диа- и кинофильмов, что не связано с большими техническими трудностями (в одном из вариантов узкая полоска магнитофонной ленты наклеивается на кинопленку, что обеспечивает синхронность звука и изображения), но требует подготовки специальных текстов и упражнений, о чем уже говорилось выше.
Эпохальное значение магнитофона для обучения иностранным языкам определяется тем, что он впервые сделал возможным создание звуковых учебников и пособий для классного (аудиторного) и главным образом самостоятельного применения. Звуковые пособия создавались и раньше в виде грампластинок, однако магнитофон имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с граммофонной записью и воспроизведением звука: 1) техника получения магнитофонной записи звука предельно проста и доступна любому лицу, не имеющему специальной подготовки, тогда как создание записи на грампластинке возможно только в заводских условиях; 2) магнитофон допускает как запись, так и воспроизведение звука, граммофон — только воспроизведение; 3) грампластинка быстро изнашивается и не может быть восстановлена, магнитофонная запись не столь чувствительна к повторным воспроизведениям и легко восстанавливается путем переписывания с оригинала; 4) нужное место записи легче отыскать на магнитофонной ленте, чем на грампластинке; 5) совмещение записи и воспроизведения звука делает возможным при работе с магнитофоном сопоставление речи обучаемого с речью диктора (особенно при использовании двустрочной записи звука, при которой верхняя половина ленты занята паузированной речью диктора, а нижняя предоставляется обучаемому).
Поскольку магнитофон ценен главным образом как средство самостоятельной работы со звуковыми пособиями, его применение в школьном обучении языкам может быть в настоящее время лишь ограниченным. На уроке магнитофон целесообразно использовать как средство звукового сопровождения диа- и кинофильмов, при активном участии учителя во всей этой работе. В отдельных случаях может практиковаться прослушивание кратких записей на пленку, сделанных носителями языка с последующей устной работой.
Магнитофон (в сочетании с адекватной системой учебных упражнений) — это незаменимое средство самостоятельной тренировочной работы по овладению устными ВКД — говорением, слушанием, а также чтением вслух и даже записью речи. Простейший вариант лаборатории для самостоятельной устной работы доступен для каждого учебного заведения. Здесь необходимы: центральная аппаратная, оснащенная достаточным количеством магнитофонов, рабочие места с наушниками и средства связи (телефонной) между рабочими местами и аппаратной, используемые для заказа программы, ее повторения и т. п. В более сложных системах эти операции осуществляются автоматически при помощи пультов управления, имеющихся на каждом рабочем месте. В языковых учебных заведениях следует иметь достаточное количество «автономных» рабочих мест, снабжаемых магнитофоном и звукоизолированных.