Основным критерием прочности запоминания выступает продолжительность сохранения, срок сохранности заучиваемого материала (точнее, продолжительность сохранения в памяти без употребления) — латентный (скрытый) период употребления. Ввиду того что в употреблении слова в речевой деятельности неизбежны перерывы, важно обеспечить запас прочности (нарастание прочности), иначе говоря, увеличить Латентный период. Это, в свою очередь, вызывает необходимость организовать дальнейшее многократное повторение слова (после выработки латентного периода), чтобы добиться увеличения запаса прочности.
Таким образом, цель повторения лексики заключается в непрерывном наращивании латентного периода до достижения заранее установленной его величины, т. е. III ступени запоминания. Три ступени устанавливаются, исходя из трех этапов в изучении слова.
I ступень — первичное знакомство с образом слова и связывание его с определенным значением. Здесь пока еще рано говорить о латентном периоде; задача — создать предпосылки для запоминания.
II ступень носит характер отсроченного запоминания. После того как слово заучено, оно сохраняется в течение 1-1,5 недели. Наступает качественное изменение — употребление слова в речевой деятельности на протяжении 3-б уроков.
III ступень — запоминание в более широком смысле этого слова включает в себя не только сам процесс замыкания связи, но и весь последующий путь ее упрочения.
Повышение прочности запоминания, удлинение латентного периода являются неотъемлемыми элементами процесса запоминания лексики иностранного языка. На III ступени повторение носит характер свободного и самостоятельного употребления слова в речевой деятельности. Далее слово выходит за пределы учебного процесса, и, для того чтобы сохранить его в памяти, достаточно естественной повторяемости.
Что касается качественной стороны повторения, то в нем можно выделить четыре вида, соответствующие характеру выполняемой деятельности: в ходе чтения текстов; в ходе выполнения контекстуальных упражнений, основанных на чтении и письме; в ходе выполнения контекстуальных устных упражнений; в ходе работы с изолированным словом.
Наиболее эффективными являются контекстуальные виды работы, что подтверждается данными психологии и психолингвистики. Возникает вопрос о том, как планировать повторение, каковы должны быть количество повторений и интервалы между ними. Распределенное во времени повторение эффективнее концентрированного, причем при удлинении интервалов прочность и быстрота запоминания существенно возрастают. С точки зрения продуктивности запоминания все интервалы должны быть разделены на три группы: сокращенные интервалы — интервалы пониженной эффективности; оптимальные интервалы — наивысшей эффективности; удлиненные интервалы — средней эффективности. Наибольший процент сохранности достигается в тех случаях, когда лексика повторяется непосредственно перед началом интенсивного забывания.
Учитывая факторы, влияющие на прочность запоминания: состав лексики, ее объяснение и закрепление, интервалы между повторениями, было установлено, что для среднего по трудности слова норма повторяемости на первом году его изучения равна 20 повторениям. Полученные данные относятся только к пассивной лексике, изучаемой в старших классах. Попытка определить оптимальную систему интервалов между повторениями слова привела к следующим данным: интервалы между 1-4-м повторениями должны составлять 0,5 недели, 5-7-м повторениями — 1 неделю, 8-9-м повторениями — 2 недели, 10-м повторением — 4 недели. Соблюдение оптимального интервала соответствует тенденции, определяющей общий ход организации повторяемости. В отношении активного словаря соответствующих исследований не проводилось, и эта проблема решается авторами учебников чисто эмпирически. Однако некоторые сдвиги в повторяемости активного словаря можно констатировать в связи с использованием моделей в обучении: повторению слов способствует лексическое наполнение речевых образцов.