Процесс овладения лексикой.

Основным критерием прочности запоминания выступает продолжительность сохранения, срок сохранности заучиваемого материала (точнее, продолжительность сохранения в памяти без употребления) — латентный (скрытый) период употребления. Ввиду того что в употреблении слова в речевой деятельности неизбежны перерывы, важно обеспечить запас прочности (нарастание прочности), иначе говоря, увеличить Латентный период. Это, в свою очередь, вызывает необходимость организовать дальнейшее многократное повторение слова (после выработки латентного периода), чтобы добиться увеличения запаса прочности.

Таким образом, цель повторения лексики заключается в непрерывном наращивании латентного периода до достижения заранее установленной его величины, т. е. III ступени запоминания. Три ступени устанавливаются, исходя из трех этапов в изучении слова.

I ступень — первичное знакомство с образом слова и связывание его с определенным значением. Здесь пока еще рано говорить о латентном периоде; задача — создать предпосылки для запоминания.

II ступень носит характер отсроченного запоминания. После того как слово заучено, оно сохраняется в течение 1-1,5 недели. Наступает качественное изменение — употребление слова в речевой деятельности на протяжении 3-б уроков.

III ступень — запоминание в более широком смысле этого слова включает в себя не только сам процесс замыкания связи, но и весь последующий путь ее упрочения.

Повышение прочности запоминания, удлинение латентного периода являются неотъемлемыми элементами процесса запоминания лексики иностранного языка. На III ступени повторение носит характер свободного и самостоятельного употребления слова в речевой деятельности. Далее слово выходит за пределы учебного процесса, и, для того чтобы сохранить его в памяти, достаточно естественной повторяемости.

Что касается качественной стороны повторения, то в нем можно выделить четыре вида, соответствующие характеру выполняемой деятельности: в ходе чтения текстов; в ходе выполнения контекстуальных упражнений, основанных на чтении и письме; в ходе выполнения контекстуальных устных упражнений; в ходе работы с изолированным словом.

Наиболее эффективными являются контекстуальные виды работы, что подтверждается данными психологии и психолингвистики. Возникает вопрос о том, как планировать повторение, каковы должны быть количество повторений и интервалы между ними. Распределенное во времени повторение эффективнее концентрированного, причем при удлинении интервалов прочность и быстрота запоминания существенно возрастают. С точки зрения продуктивности запоминания все интервалы должны быть разделены на три группы: сокращенные интервалы — интервалы пониженной эффективности; оптимальные интервалы — наивысшей эффективности; удлиненные интервалы — средней эффективности. Наибольший процент сохранности достигается в тех случаях, когда лексика повторяется непосредственно перед началом интенсивного забывания.

Учитывая факторы, влияющие на прочность запоминания: состав лексики, ее объяснение и закрепление, интервалы между повторениями, было установлено, что для среднего по трудности слова норма повторяемости на первом году его изучения равна 20 повторениям. Полученные данные относятся только к пассивной лексике, изучаемой в старших классах. Попытка определить оптимальную систему интервалов между повторениями слова привела к следующим данным: интервалы между 1-4-м повторениями должны составлять 0,5 недели, 5-7-м повторениями — 1 неделю, 8-9-м повторениями — 2 недели, 10-м повторением — 4 недели. Соблюдение оптимального интервала соответствует тенденции, определяющей общий ход организации повторяемости. В отношении активного словаря соответствующих исследований не проводилось, и эта проблема решается авторами учебников чисто эмпирически. Однако некоторые сдвиги в повторяемости активного словаря можно констатировать в связи с использованием моделей в обучении: повторению слов способствует лексическое наполнение речевых образцов.

С. Калинина

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
Брендирование автомобиля, оклейка автомобиля, оклейка корпоративного транспорта, оклейка газели, рек На стоимость оклейки автомобиля влияет как материал используемый для оклейки, так и поверхность вашего автомобиля. Гладкая ровная поверхность будет дешевле чем изогнутые формы легкового автомобиля. Учитывать надо все мелочи.

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard