К объяснению непосредственно примыкает следующий этап, состоящий из выполнения разнообразных лексических упражнений. С психологической точки зрения в этот период происходит окончательная стабилизация эталонного образа ЛЕ, а с психолингвистической — дальнейшее расширение семантического пространства. В методическом плане выполнение упражнений должно привести к развитию лексических навыков.
Состав и характер операций, закрепляемых в упражнениях, зависят от тех окружений, которые будут созданы для ЛЕ, и тех позиций, которые будут заняты ими. Можно выделить два способа варьирования ЛЕ при выполнении упражнений: либо на стабильно зафиксированном лексическом фоне происходит замещение позиции разными ЛЕ, либо одна и та же ЛЕ появляется в разных окружениях. В первом случае закрепляются две операции: актуализация ряда ЛЕ и замещение ими определенной позиции в речевом образце; во втором случае — замещение позиции в ряде речевых образцов, в одинаковых или различных контекстуальных условиях. Употребление новой ЛЕ в знакомом окружении способствует ее осмыслению учащимися, запечатлению ее звукового и графического образа. При помощи варьирования вырабатывается комбинаторный навык употребления новой ЛЕ в сочетании с изученными или аналитико-синтетический навык ее узнавания, выделения и соотнесения с окружением; в обоих случаях играют роль и грамматические формы. В упражнениях в зависимости от характера закрепляемых операций могут быть предусмотрены либо фиксированные, либо варьируемые позиции, причем способ варьирования может быть различным: замещение свободной позиции ЛЕ или готовым их сочетанием; сочетание ЛЕ между собой и придание сочетаемым частям смысловой и структурно-грамматической согласованности.
Целесообразно различать свободные, маркированные и подвижные позиции, различие между которыми связано с дифференцированным подходом к развитию репродуктивных навыков, с одной стороны, и рецептивных, с другой. Свободная, т. е. незамещенная, позиция обычно предполагает одну операцию по ее замещению, например когда требуется подобрать нужную ЛЕ и заполнить ею имеющийся в речевом образце пропуск. Подвижная позиция предполагает несколько замен какой-либо позиции в образце: (добрый) великодушный (благородный) самоотверженный поступок. Стереотипность операций благоприятствует развитию автоматизмов, но, конечно, сама по себе не обеспечивает совершенствования навыка. При замещении свободных и подвижных позиций развиваются комбинаторные навыки, необходимые для репродуктивных видов речевой деятельности. Создание ситуативного фона способствует превращению механического комбинирования в ситуативное варьирование.
При наличии маркированной позиции имеют место операции рецептивного характера, которые состоят в выделении ЛE из окружения, ее восприятии, осмыслении, соотнесении с другими и пр. Внимание учащегося направлено на данную ЛЕ. В этих условиях лучше запечатлеваются существенные признаки ЛЕ, структурная и смысловая соотнесенность их частей между собой и их самих с контекстом. Это облегчает осмысление, запоминание, дальнейшее узнавание, понимание и соотнесение маркированных в упражнении единиц. Маркирование либо задано в тексте (упражнении) при помощи подчеркивания или выделения ЛЕ шрифтом, или производится самим учащимся подчеркиванием или выписыванием данной ЛЕ.