В лексическом упражнении целесообразно предусматривать две части: информационную и операционную. Первая должна обеспечить осмысление задания и способа его выполнения. Она состоит из инструкции и образца выполнения и является как бы промежуточным звеном между языковым правилом и речевым действием, способствуя переходу от одного к другому. Однако основной является операционная часть, в рамках которой происходит овладение действиями с лексическим материалом. Этот материал должен быть соответствующим образом структурно организован. Единицей структурной организации лексического материала в упражнении является элемент упражнения — минимальный его отрезок, предусматривающий выполнение законченной операции с лексическим материалом.
Итак, основной структурно-функциональной единицей лексического упражнения является элемент упражнения, выбор которого зависит от характера лексического материала, задач развития навыка и подготовленности учащихся к выполнению заданных операций. Из всех элементов упражнения составляется его объем. При определении объема нужно предусмотреть выполнение такого количества операций, которого оказалось бы достаточно для их закрепления. Превышение рационального объема, так же как и неправомерное его занижение, отрицательно сказывается на ходе выполнения упражнения: в первом случае работа по овладению навыком постепенно теряет свой творческий характер и превращается под конец в механический процесс, способный вызвать торможение; во втором случае выработка автоматизма не получает своего завершения.
К числу важнейших требований к структурной организации упражнений относится использование в них таких элементов и их сочетаний, которые могли бы обеспечить высокоэффективное управление учебной деятельностью учащихся — быстрый рост автоматизмов при овладении лексическим материалом с минимальной затратой усилий и учебного времени. Эти формы и способы направлены на повышение продуктивности самостоятельной работы учащихся, возможности выполнения упражнений и без непосредственного руководства учителем. Кроме того, указанные формы и способы должны послужить развитию мыслительной деятельности учащихся, умению решать умственные задачи, добиваясь новых результатов (например, закономерного раскрытия значения нового слова или его семантизации по догадке).
Сложность и многосторонность лексических навыков требуют выполнения в процессе овладения ими не отдельных, а целой системы лексических упражнений. Система упражнений должна учитывать все особенности этого процесса и обеспечивать достаточную его эффективность.
На начальной ступени обучения преобладающими будут устные контекстуальные одноязычные упражнения, выполняемые преимущественно в классе под руководством учителя, часто в хоровой форме и с использованием картинной наглядности.
На средней ступени больший удельный вес приобретают письменные упражнения, выполняемые в домашних условиях; упражнения в виде фонограмм, без непосредственного руководства учителя; сочетание контекстных упражнений с. внеконтекстными, позволяющими закрепить ассоциативные связи между ЛЕ и уточнить варианты словоупотребления; двуязычные упражнения (форма выполнения по большей части будет индивидуальной).
На старшей ступени появляется необходимость больше работать над многозначностью, словообразованием и интернациональной лексикой, сочетать контекстуальные упражнения с внеконтекстным рассмотрением слова в опоре на лексические правила, увеличить количество упражнений для расширения ПСЗ и развития догадки, добиваться быстроты актуализации ЛЕ, беглости и безошибочности их употребления за счет автоматизированного выполнения лексических операций. Для этого нужны упражнения в ситуативном вырьировании при говорении, в ознакомительном чтении и аудировании.