Попробуем более детально представить себе структуру деятельности учителя и учащихся на реальном учебном материале и в их сопоставлении, полагая, что такая попытка поможет нам проникнуть в глубинные слои педагогического процесса, четче раскрыть его специфику и выявить конкретный характер взаимодействия учителя и учащихся в рамках нашего учебного предмета.
Нам важно выяснить, какие действия производит учитель при обучении иностранным языкам, какие предметные и, соответственно, умственные действия осуществляет ученик, какие действия носят относительно инвариантный, устойчивый характер, каковы критерии успешности деятельности и т. д.
С этой целью мы обратились к реальному педагогическому процессу и зафиксировали действия учителя и учащихся в форме протокольной записи. При этом мы не учитывали целого ряда конкретных условий и представили этот процесс в несколько идеализированном виде, т. е. в условиях полного совпадения целей преподавания и учения, в условиях его протекания без каких-либо помех (при отсутствии необходимости дифференцированно ставить задачи для разных групп учащихся на каком-либо определенном: этапе и затем выравнивать их и т. д.). Мы не учитывали также связей уже имеющихся у учащихся знаний, навыков и умений с формируемыми, не выявляли все многообразие воспитательных и образовательных задач, решаемых попутно. Все это позволило условно и относительно обозримо представить картину деятельности учителя и учащихся.
Рассмотрим протокольные записи применительно к обучению только одному виду речевой деятельности, а именно монологической речи.
Анализ и обобщение протокольных записей позволили установить, что при работе в соответствии с уровневой организацией материала и закономерностями его усвоения имеют место следующие основные этапы обучения (научения, усвоения) монологической речи (включая сюда и предварительные, подготовительные этапы работы):
I этап — обучение отдельным исходным единицам материала (словам, иногда отдельным фразам) и некоторым действиям оформления и оперирования, направленным на их осмысление, проговаривание, запечатление и первичное употребление;
II этап — обучение механизмам сочетания единиц материала, т. е. структурному оформлению речи на уровне предложения или нескольких предложений;
III этап — обучение владению образцами монологической речи в рамках данной тематики (с точки зрения степени сформированности навыков и умений — это репродуктивный план владения речью);
IV этап — обучение свободному комбинированию материала в монологической речи (с точки зрения степени сформированности — это условно-продуктивный или продуктивный план владения речью).
Подчеркнем, что выделение этих этапов условно. Условно отнесение к обучению монологической речи I и отчасти II этапов. Условно вычленение только двух этапов при формировании собственно монологической речи. Так, например, В. И. Кунин и Е. И. Пассов) выделяют три механизма, участвующие в порождении связного высказывания и подлежащие формированию: механизм репродукции, механизм конструирования и механизм прогнозирования, хотя последний, как нам кажется, не может не входить в два предыдущих.
В принципиальном плане представляется возможным выделить более дробные этапы, но не это существенно для нас. Важно установить с помощью протокольной записи действий учителя и учащихся, как конкретизируются основные структурно-функциональные компоненты деятельности учащихся (т. е. ориентировка, исполнение, самоконтроль) и основные структурно-функциональные компоненты деятельности учителя (педагогические воздействия, обеспечивающие ориентировку, исполнение, осуществляющие контроль) в реальном педагогическом процессе, как с их помощью реализуются поставленные цели и как они воплощаются в результатах, предусматриваемых целью и не предусматриваемых ею.
Последнее положение находит, например, отражение в том, что при целеустановке на развитие монологической речи с неизбежностью решаются также задачи, связанные с обучением диалогической речи (ибо связное высказывание может выступать в качестве расширенной реплики в диалоге), а также задачи, связанные с обучением чтению и письму (для подготовки связного высказывания учащимся приходится обращаться и к этим видам деятельности).