Поскольку основное свойство всякого процесса — движение, развитие, именно этот аспект педагогического процесса (а не его организационные формы) представляет для нас сейчас наибольший интерес.
Источник любого движения — внутренние противоречия. Основное, исходное противоречие, определяющее в функциональном плане развертывание педагогического процесса, — это отношение «учитель—ученик». Проявляется это противоречие в постоянном преодолении в совместной работе учителя и учащихся несоответствия между достигнутым уровнем развития ученика, включая отношение к учению, и требуемым, с точки зрения программ, заложенных в учебнике, причем несоответствия, постоянно преодолеваемого и возникающего вновь.
Как уже неоднократно отмечалось, педагогический процесс в функциональном плане представляет собой развертывающуюся во времени деятельность учащегося по усвоению определенным образом организованного иноязычного учебного материала и деятельность учителя по управлению ею, т. е. процесс их взаимодействия.
Для учащегося — это прежде всего процесс познания, процесс «присвоения общественного опыта» в данной предметной области, позволяющий ему активно и адекватно действовать в заданных целях.
Для учителя — это организация научения средствами данного учебного предмета, т. е. обеспечение «образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением» учащегося.
Педагогический процесс, т. е. деятельность учащегося (ориентировочная и исполнительная) и деятельность учителя, в значительной степени потенциально задается самой организацией материала и наиболее непосредственно — системой упражнений.
Как известно, учение, будучи частной формой процесса познания, развертывается не линейно, а по спирали. Весьма убедительно это показано в функциональной модели процесса обучения, разработанной М. М. Левиной. М. М. Левина рассматривает процесс обучения (педагогический процесс) как динамическую саморегулирующуюся систему, в которой прямая связь (педагогическое воздействие учителя) и обратная связь (сведения о состоянии учащегося в данный конкретный момент, об уровне его обученности) составляют условие ее функционирования.
Рассмотрим разработанную М. М. Левиной модель процесса обучения применительно к нашему материалу. Она складывается из отдельных структурных элементов (П-У): а) определенных действий педагога (П) с иноязычным материалом, например называние слова, его значения или задания образца действия с этим словом; б) ответного действия ученика (У), например воспроизведение слова, осмысление его значения или воспроизведение образца действия с ним; в) посылаемой им учителю в ходе выполнения этого предметного действия информации об его усвоении (внешняя обратная связь); г) получаемой учеником информации о правильности своих действий (внутренняя обратная связь). Если данное предметное действие усвоено, то ученик переходит в новое качественное состояние, приобретая соответствующие осуществляемому действию знания, навыки и умения.
Информацию о качестве выполнения своих действий ученик получает на основе внутренней обратной связи, которая может быть положительной и отрицательной. Эта внутренняя обратная связь устанавливается обычно с помощью сопоставления (сличения) действий учащегося с заданным учителем образцом. В условиях программированного обучения эта информация, как правило, недостаточно однозначна, и знания учащихся о характере выполняемого ими действия носят в значительной мере приблизительный характер, а поэтому нуждаются в подтверждении со стороны учителя. Это последнее обеспечивается внешней обратной связью (отсюда вытекает важность хорошо организованной внешней обратной связи, т. е. систематического контроля).