Произведенная на основе анализа протокольных записей конкретизация основных структурных компонентов деятельности учителя и учащихся позволяет, кроме того, наметить в первом приближении критерии обученности учащихся. Представляется, что уровень их обученности зависит от степени овладения ими образцом действия, задаваемым учителем, и от меры свободы его применения. Так, если владение образцом принять за точку отсчета, то недостаточное приближение к образцу приводит к низшему уровню обученности, а отдаление от него (свобода, гибкость его применения) дает нам высший уровень обученности.
Исходя из этого, можно заключить, что успешность протекания педагогического процесса находится в прямой зависимости от достигаемого уровня обученности, так как именно развитие учащегося является, по определению М. М. Левиной, функциональной ценностью педагогического процесса в целом.
Однако конкретизация этого положения требовала бы определения того, из чего складывается владение образцом и какая мера отдаления от него в ту или другую сторону допустима. Разработка таких параметров применительно к каждому виду речевой деятельности могла бы иметь большое значение для определения успешности протекания педагогического процесса на каждом его этапе и в целом.
Конкретизируя общую характеристику процесса обучения, необходимо сделать следующие выводы.
1. Педагогический процесс определяется иерархией целей, из которых каждая промежуточная является средством (ступенью) для достижения конечной цели.
2. Внутри иерархии целей выделяются узловые, ведущие цели, которым соответствует способ организации материала, как бы программирующий деятельность учителя и учащихся.
3. Соотнесение этих узловых целей и уровней организации материала с этапами его усвоения позволяет увидеть, что процесс обучения иностранным языкам охватывает несколько основных этапов, которые были рассмотрены нами только применительно к обучению устной монологической речи.
4. Основные составляющие процесса — система действий учителя и система действий учащихся. Их взаимодействие обеспечивается постоянной корреляцией на основе обратной связи, что придает педагогическому процессу управляемый характер.
5. Основными объектами деятельности учащихся являются единицы иноязычного учебного материала и действия реализации (действия оформления и оперирования), подлежащие усвоению. Основным объектом деятельности учителя является сам ученик (его предметные и умственные действия). -
6. В деятельности учителя и учащихся можно выделить на основе обобщения некоторые относительно инвариантные, постоянно повторяющиеся способы деятельности, которые соотносятся друг с другом и обеспечивают решение поставленных задач.
7. В качестве результатов деятельности учителя и учащихся, их взаимодействия выступают знания, навыки и умения, которые обеспечивают формирование способности осуществлять основные виды иноязычной речевой деятельности.
8. Многоаспектный и многоуровневый характер действий учителя и учащихся, а также их различные личностные свойства и особенности конкретных условий обучения — все эти факторы приводят к тому, что, помимо решения выдвинутых основных задач, в педагогическом процессе возникают побочные задачи, решаемые попутно, и в структуре результата обучения обнаруживаются непредвиденные компоненты, что приводит к неполному их совпадению с заданными целями.
Все это позволяет рассматривать педагогический процесс как многофакторную, саморегулирующуюся, вероятностную систему, управляемость которой обеспечивается, с одной стороны, внутренними связями (взаимодействие учителя и учащихся) и, с другой стороны, внешними связями (связями педагогического процесса со средой и с другими компонентами системы обучения, в частности с содержанием учебного предмета).