Как известно, педагогический процесс входит в качестве подсистемы в макросистему обучения иностранным языкам, которая представляет собой обобщение всей объектно-предметной области методики. Поэтому модельная схема педагогического процесса представляет собой как бы развернутый фрагмент модельной схемы системы обучения иностранным языкам. Если рассматривать ее в этом качестве, то схема педагогического процесса позволяет сделать следующие выводы.
1. Педагогический процесс — открытая система, подверженная воздействиям среды и наиболее чувствительная к ним по сравнению с другими компонентами макросистемы (целями, средствами и т. д.). Это вызвано тем, что она основана на взаимодействии живых подсистем (учителя и учащихся) и обладает вследствие этого наибольшей подвижностью.
2. В педагогическом процессе, как в фокусе, пересекаются все многочисленные связи остальных компонентов системы обучения иностранным языкам. Именно здесь получают свою более или менее приближенную реализацию цели обучения, содержание учебного предмета, воплощенное в средствах обучения и внедряемое в практику с помощью методов.
3. Модельная схема педагогического процесса отражает связи педагогического процесса лишь с содержанием учебного предмета, вернее, только с определенными формами его структурно-функциональной организации, однако именно подобного рода ограничение позволяет глубже вскрыть характер этих связей.
Взаимодействие учителя и учащихся осуществляется средствами определенным образом организованного учебного материала. Схема показывает, как реализуются в принципиальном плане заложенные в содержании учебного предмета и способах его организации программы, предопределяющие деятельность учителя и деятельность учащихся и формы их взаимодействия.
4. Применительно к учителю можно с помощью данной схемы выделить два основных функциональных компонента деятельности: обучающую деятельность (включая воспитательную и организаторскую) и контролирующую, хотя, разумеется, разграничение их носит условный характер. Применительно к ученику — три: ориентировку, исполнение и самоконтроль.
Можно предположить, что обучающая функция деятельности учителя имеет разные способы реализации в зависимости от того, на какой компонент деятельности учащегося она направлена: на ориентировку (ориентирующее педагогическое воздействие) или на исполнение (педагогическое воздействие, организующее исполнение), но эта проблема уже вплотную соприкасается с проблемой методов обучения.
5. Есть, таким образом, основание полагать, что каждый из этих основных функциональных компонентов деятельности учителя и учащихся может быть подвергнут дальнейшей детализации, что позволит глубже проникнуть в структуру педагогического процесса и полнее раскрыть характер взаимодействия учителя и учащихся.
Следует, однако, отметить, что при рассмотрении педагогического процесса мы полностью абстрагировались от целого ряда очень важных факторов, которые косвенно отражены в первых двух выводах, постулирующих связи процесса с остальными компонентами системы обучения иностранным языкам и со средой. К этим факторам следует, в частности, отнести условия обучения: этап обучения, количество учебных часов, наполняемость классов, материальное обеспечение учебными пособиями, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их обученности, их отношение к учению вообще и данному учебному предмету в частности, уровень профессиональной подготовки учителя, имеющий целый ряд аспектов (владение иноязычной речевой деятельностью, педагогическим мастерством, знание учебника, умение адаптироваться к конкретным условиям и др.), а также личностные свойства учителя. Кроме того, существенное значение имеют такие социально-психологические факторы, как, например, отношения учащихся внутри классного коллектива, отношения с учителем и т. п. Обилие и разноплановость всех этих факторов позволяют лишь до некоторой степени представить себе всю сложность природы педагогического процесса, его противоречивость. Это дало основание М. М. Левиной назвать педагогический процесс многофакторной системой, а также побудило некоторых исследователей подойти к его рассмотрению с точки зрения единства и борьбы противоположностей.