Грамматический минимум подготовительного этапа зафиксирован в программе. В него входят наиболее употребительные явления морфологии и синтаксиса.
Однако программа включает лишь обобщенное название основных разделов (тем). Чтобы судить о рациональности грамматического минимума, требуется специальное исследование. Прежде всего необходимо уточнить единицу отбора.
Объектом отбора служит грамматическое явление, то есть форма, являющаяся носителем определенного грамматического значения. Возьмем, например, глаголы в 3-м лице ед. ч.: er liest, er luft, er rt, ег arbeitet.
Из приведенных примеров видно, что одно и то же грамматическое значение выражено с помощью различных форм. Очевидно, что объектом отбора должны стать как грамматические значения, так и их морфологические формы.
Помимо уточнения единиц отбора очень важно использовать различные источники грамматического отбора, в первую очередь те, которые дает в наше распоряжение современная техника, а именно:
1) звукозаписи — живая звучащая речь;
2) тексты, в которых зафиксированы образцы литературной речи;
3) словарный минимум.
Грамматические явления сообщаются студентам в виде правил в сочетании с моделями и образцами (Satzmuster).
Для развития практических умений и навыков на подготовительном этапе целесообразно использовать правила двух видов: а) правила, имеющие характер инструкций, обучающие действиям с грамматическим материалом; б) обобщающие правила, которые приводят отдельные факты языка в систему.
Правила первого вида: «Чтобы выбрать притяжательное местоимение, нужно соотнести его с подлежащим в предложении». «Чтобы выбрать правильный союз (или союзное слово), следует поставить вопрос к придаточному предложению».
Обратимся к правилам-инструкциям для понимания при чтении:
«Чтобы перевести распространенное определение, следует:
а) найти по артиклю существительное, к которому отно сится определение;
б) найти определяющее слово, расположенное непосредственно перед определяемым;
в) найти слова, поясняющие стержневое определение.
Правила второго вида (правила-обобщения) имеются в большом количестве в учебниках для взрослых. Они излагают материал в системе. Например:
«Союзы-наречия dann, folglich, ferner, darum, deshalb, sonst и др. влияют на порядок слов и вызывают инверсию».
Дифференцированный подход к правилам нашел отражение в ряде методических работ.
Наряду с правилами, большое значение имеет использование моделей и образцов (Musterstze). Модель, так же как и правило, является обобщением единичных случаев изменения слов или сочетания слов в предложении.
Вопросам моделирования в последние годы уделяется большое внимание, и многие ученые сходятся на том, что моделирование не только способ изучения языка, но и способ обучения языку. Положительную роль моделей при обучении языку отмечают авторы многих работ. В литературе подчеркивается, что модели могут быть использованы и для обучения устной речи, и для обучения чтению. В первом случае они дают возможность пользоваться готовыми структурами, где лексика взаимосвязана с грамматикой, а во втором — позволяют учащимся за набором отдельных слов увидеть связь между членами предложения и более правильно и быстро понять его значение. Ч. Фриз говорит, что для всех, кто хочет усвоить грамматику практически, ее следует преподносить в моделях.
Вокруг моделирования велось и ведется много споров.
Получившая среди некоторых исследователей распространение точка зрения о том, что следует выделять модели языка и модели речи, исходя из дифференциации понятий «язык — речь», не нашла достаточного подтверждения в теории и практике преподавания. С полной уверенностью мы можем говорить лишь о моделях языка.